Изучив результаты мониторинга тендеров госзакупок на информационное освещение деятельности региональных органов власти, размещенных в 2014 году, который провели эксперты Общероссийского народного фронта, заслушав информацию правительства Ставропольского края и обсудив данный вопрос на своем заседании 05.03.2015 г., президиум краевого отделения Союза журналистов России (Союз журналистов Ставрополья) считает необходимым заявить о следующем.

В отличие от многих других регионов страны исполнительная и законодательная власть Ставропольского края бюджетные ассигнования, выделенные на обеспечение конституционных прав граждан на получение информации о реализации субъектом федерации государственных полномочий, проводит через открытые конкурсные процедуры. Это обеспечивает максимально возможную в нынешних условиях прозрачность и открытость как бюджетных расходов, так и взаимодействия со средствами массовой информации. Причем, подобных «прозрачных» практик, по данным того же мониторинга ОНФ, в России порядка 10 процентов. Таким образом, полагаем некорректной методику сравнительной оценки бюджетных расходов на информирование граждан с опорой исключительно на количество и объем государственных закупок, без учета специфики и структуры информационного пространства региона.

Тем более некорректной считаем формулировку о том, что якобы все закупки на Ставрополье были направлены на «информирование о поездках, выступлениях, интервью конкретных чиновников региональных исполнительных и представителей законодательных органов», как об этом сказано в сообщении ОНФ. Одним росчерком пера многочисленные представители творческих журналистских коллективов были причислены к провластным пиарщикам. Между тем, только за 2014 год количество средств массовой информации, которые участвовали в реализации государственных контрактов, выросло на четверть, главным образом за счет местных – городских и районных СМИ всех организационно-правовых форм. Журналисты подготовили большое количество материалов, раскрывающих проблемы и перспективы развития региона. Поднимались самые острые и актуальные темы, причем такая возможность, вместе с задачами по формированию эффективных коммуникаций власти и гражданского общества, обозначена во всех 80 государственных контрактах, которые были заключены на Ставрополье в 2014 году.

Удивила также градация регионов по затратам на покупку информационных услуг федеральных СМИ. Ведь под «федеральными» понимаются местные филиалы и представительства таких структур, как ВГТРК, РЕН, «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», являющиеся традиционными информационными площадками исключительно для ставропольской аудитории.

Это еще раз подтверждает необходимость более тщательного выбора методики и методологии анализа, который проводит ОНФ, реализуя важное и ответственное поручение президента страны.

Более того, если провести объективное сравнение, то бюджетные расходы на информирование граждан через средства массовой информации в Ставропольском крае кратно ниже, чем в большинстве регионов России. Расходы на информационное обеспечение одного жителя в крае составляют 37 рублей, в то время как в среднем по стране этот показатель превышает 65 рублей (данные также основываются на открытой выборке ОНФ). Ставропольский край, имеющий стратегическое геополитическое значение, направляет на информационную работу и поддержку СМИ средств в несколько раз меньше, чем соседние субъекты СКФО и ЮФО. Это, в том числе, ставит местную прессу в сложное социальное и экономическое положение в сравнении с коллегами, ситуацию многократно усложняют нынешние кризисные явления. В связи с этим выражаем поддержку инициативе ОНФ о соблюдении принципа равенства затрат региональных бюджетов на средства массовой информации в пересчете на душу населения.

Полагаем также, что настало время вернуться к открытым и нормативно обусловленным формам государственной поддержки региональных и местных средств массовой информации, для чего должен быть принят соответствующий федеральный закон. Это позволит на региональном уровне заниматься развитием отрасли, повышая тем самым уровень и качество общественных коммуникаций.

Обращаясь к законодателям всех уровней, руководителям и структурам исполнительной власти, активистам Общероссийского народного фронта, просим внимательно проанализировать наши предложения и принять соответствующие решения.