Пятница 13-го обозначилась в Ставрополе большим собранием таксистов, работающих в основном в фирмах Taximaxim и RedTaxi. Некоторые СМИ поспешили назвать эту акцию забастовкой, коей, как подчеркивают инициаторы, собрание вовсе не являлось. 

Такси

Такси

© Фото: из архива газеты «СП»

 

 

Причиной стало понижение тарифов на пользование услугами такси, которые с 10 марта ввели обе компании. Оно привело к значительному сокращению заработной платы водителей (многие из них работают сразу на обе фирмы), которые, как, впрочем, и почти вся страна, уже пострадали от нынешнего кризиса, подорожания бензина и запчастей. Плюс к этому примерно в это же время Taximaxim ввел в программу, по которой работают водители, еще одну фирму, назовем ее «Поскакали», у которой расценки еще ниже, фактически заставив таксистов работать за еще меньшую цену. Например, разница в ценах между Taximaxim и «Поскакали» при поездке из Юго-Запада в аэропорт 90 рублей. Сотрудники региональных таксомоторных фирм хотели потребовать от руководителей фирм пересмотра тарифов в сторону их увеличения.

 По оценке прокуратуры Промышленного района, в собрании участвовали около ста водителей с автомобилями. Сами таксисты утверждают, что было человек 300-350, собрание продолжалось примерно с 18 до 22 часов. Сотрудники полиции (и это надо отметить особо) вели себя корректно и в ход собрания не вмешивались. Около десяти вечера на место событий прибыл заместитель прокурора Промышленного района Ставрополя Альберт Ахвердов. Руководители фирм, несмотря на то что их приглашали, не приехали. Таксисты рассказали представителю надзорного ведомства, что, по их подсчетам, цена поездки за километр дороги должна составлять 16 рублей, а не 10, как установлено фирмами. Сейчас же они зарабатывают только на бензин, не говоря уже о ремонте и дополнительных затратах. А. Ахвердов оказался единственным человеком – пусть по должности, – который выслушал наболевшее. Заверил, что проверит факты, изложенные таксистами, и назначил встречу на понедельник в прокуратуре района.

Вторая часть «марлезонского балета» с участием ставропольских таксистов состоялась на следующий день на улице Доваторцев, возле и в офисах Taximaxim и RedTaxi. Народу было поменьше. Таксисты хотели поговорить с руководством. Но если в Taximaxim с ними хотя бы разговаривал пусть не руководитель фирмы, а менеджер Вадим Земков, которого в критической ситуации выдвинули на передовую, то рыжебородый человек, который вначале сидел в офисе RedTaxi и представлялся замом руководителя фирмы, позже «пошел в отказ» и от фирмы, и от должности, и от имени. 

Поводом и причиной для повторного сбора стала блокировка программ на сотовых телефонах таксистов, по которым осуществляется поступление заказов. Причем В. Земков, нисколько не смущаясь присутствием таксистов, легко употреблял такие выражения, как «отключили за саботаж», и обещал все разблокировать только в понедельник, лично переговорив с каждым «саботажником». Тут не выдержало сердце зампрокурора района Ахвердова, он попросил всех выйти из кабинета и что-то очень аргументированное сказал представителю фирмы. Через некоторое время, по моим данным, 52 телефона Taximaxim разблокировал. До 16 марта – на момент подписания газеты в печать – они оставались заблокированными у тех, кто накануне не работал, но, видимо, участвовал в собрании. RedTaxi по состоянию на полдень 16 марта программы так и не разблокировал. Таксисты восприняли эту акцию как месть за то, что они высказали свое мнение. 

Третья часть истории с хитроглазыми такси состоялась 16 марта в прокуратуре Промышленного района. Встречу с таксистами провел прокурор района Олег Шибков. И хотя «представители фирм RED и Maxim на 16.03.2015 обязаны явкой в прокуратуру района», отмечается в пресс-релизе надзорного ведомства, на нее пришел только В. Земков. Руководителям RED, получается, и прокуратура не указ.

Говорили о том же самом. Вопрос с ценообразованием уже понятен. Но водители радели не только о себе и своих семьях. Они подняли вопрос о безопасности пассажиров, которые ездят дешево, но на неисправных такси и с водителями, которые работают по 15 – 18 часов. На фирмах ни за этим, ни за техническим состоянием машин, ни за медосмотром никто не следит. И не будет, заявил В. Земков, потому что ООО «Инфосервис» – служба заказа Taximaxim – не является таксомоторным предприятием, она только посредник между пассажиром и водителем такси, получающая за посредничество 10 процентов с каждого заказа. На мой взгляд, это не более чем лукавство. Посредник, который блокирует работу, определяет тарифы, взимает штрафы, – это что-то из области сюрреализма. Причем никаких договоров посредник с водителями не заключает. Ни на оказание информационных услуг, ни трудовых договоров.

Прокуратура района начала проверку по заявлению таксистов с привлечением специалистов Государственной инспекции труда – вот итог встречи.

Но проблем – уже даже озвученных – гораздо больше.

– Проверка – это первый шаг к распутыванию этого узла, – сказал О. Шибков. – Мы попытаемся предпринять шаги, чтобы реально помочь таксистам.

Удастся ли справиться с сетевиками, зашедшими в Ставрополь, а Taximaxim и RedTaxi именно ими и являются? Не знаю. Положение на этом рынке давно известно. После принятия в 2011 году Федерального закона «О такси» цена на перевозку пассажиров не фиксируется, что позволяет региональным компаниям самим устанавливать стоимость перевозки. Доля легальных таксистов с лицензией и регулярно платящих налоги в этих фирмах, да и в других тоже, становится меньше от месяца к месяцу. Даже те, кто хотел бы работать легально, говорили таксисты, не могут собрать необходимую сумму. Сетевики же без зазрения совести используют водителей, не имеющих лицензии таксиста. Неужели и городу все равно, сколько денег он недополучает в бюджет?

Или правда, что сетевики всесильны? Но ведь при наличии политической воли, как уже показала краевая власть, вполне удалось привести в чувство сетевиков, торгующих продовольственными товарами. 

Хитроглазое такси / Газета «Ставропольская правда» / 17 марта 2015 г.