Главный балетмейстер Пятигорского театра оперетты Татьяна Шабанова: Мечты сбываются
Тут стоит особо добавить, что они обожают балет театра, которым руководит почетный деятель искусств Ставропольского края главный балетмейстер Татьяна Шабанова. Пришедший в зал театра оперетты зритель знает, что сегодня, как и в каждом из полусотни спектаклей или концертов, поставленных ею за двадцать лет служения сцене, он непременно насладится помимо блистательного пения любимых вокалистов еще и искусством танца – то зажигательными «Карамболиной» из «Фиалки Монмартра» или румбой из «Здравствуйте, я ваша тетя», то романтическими вальсами Ф. Шопена или
Е. Доги. Не только по красочным декорациям угадывается, что действие происходит в древней Спарте у прекрасной Елены или у сказочной Снежной королевы, в украинских Сорочинцах или у цыганского барона, у лондонской леди Элизы Дулиттл, венской Сильвы или еврейского Тевье-молочника. Национальные танцы, пожалуй, лучше всего передают атмо-сферу, в которой развивается действие. Потому-то с особой любовью десять лет назад ставила Татьяна Борисовна танцы для музыкальной комедии Гии Канчели «Проделки Ханумы» (и до сих пор наша «Ханума» радует зрителей).
С детства впитывала она грузинскую культуру, живя в Тбилиси, училась там в хореографическом училище у великого Вахтанга Чабукиани, а затем под его руководством оттачивала хореографическое мастерство в Театре оперетты и балета им. З. Паллеашвили (ах, в каких балетах – «Жизель», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сердце гор»!). Какое это было счастливое время! Счастливое, но и наполненное каждодневным трудом, упорством. И откуда все это у хрупкой девушки? Наверное, от родителей. Отец до войны работал в редакции краевой «Орджоникидзевской правды» в Пятигорске, затем в Ворошиловске, мать – артисткой крайдрамтеатра. В войну трудились в окружной газете ЗакВО в Тбилиси. Потом их направили в Магадан, затем в Анадырь поднимать культуру и местную прессу на Колыме и Чукотке. В Магадане родилась Таня, но ее в двухлетнем возрасте привезли в теплый витаминный Тбилиси на попечение родственников.
Уже в школе Таня проявила себя творческой натурой. Училась в музыкальной, а в Доме пионеров подавала большие надежды в шахматах, занимаясь у известного мастера Шишова, воспитателя Ноны Гаприндашвили, хорошо рисовала (впоследствии икону ее работы даже освятили в церкви). А тут еще подвернулся случай (всем увлеченным он подворачивается непременно): Тбилисское хореографическое училище искало одаренных ребят, и преподаватели сразу заметили искорки таланта в этой девочке. Особых надежд у нее не было, и после первого тура она уехала на море. Там ее догнала весть: без второго тура ее приняли в училище. Не все знают, какая это каторга - балет. С детства надо учиться преодолевать боль, лень, вырабатывать аскетическое отношение к себе. Ради осуществления мечты о сцене юные создания терпят лишения, ежедневно отдаваясь труду. Вера и желание помогают пройти все испытания. И она их преодолела.
Большое внимание училищу уделяли заслуженные артисты из театра оперы и балета. В числе немногих Татьяну приняли в театр, известный не только в Советском Союзе, но и в мире. Знаменитые танцоры Советского Союза часто выступали в Тбилиси. Татьяна никогда не упускала возможности, танцуя на одной сцене с мэтрами Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, впитывать секреты их мастерства. А потом вообще решила продолжить образование в ГИТИСе, чтобы получить профессию балетмейстера. В Москве ее приняла в свой класс народная артистка СССР Марина Семенова. Хорошей школой стало общение в творческой лаборатории балетмейстера Леонида Лавровского и лучших артистов балета Большого театра. Впереди – широкая дорога к звездам.
Но тернии уже поджидали ее. В наступившие 90-е, порой казалось, безвыходные, семьей было принято приглашение переехать в Ереван, где Театр оперы и балета им. Спендиарова предоставил достойную работу и квартиру с чудесным видом на Арарат. Новые гастроли по миру… Но тут в Армению пришла война – выстрелы слышали по телефону родители, жившие в Пятигорске. И, наконец, удар, повернувший судьбу окончательно, – потеря матери. Приехала на время, а оказалось, надолго.
Чтобы не терять форму, Татьяна решила позаниматься в театре музкомедии, где есть балетный класс. Ей предложили выступить в концерте, затем в оперетте, в другой. Захотелось поставить свой спектакль (не зря ведь ГИТИС окончила!).
Кто помнит пятигорский театр середины 90-х, у тех в памяти осталось печальное зрелище, которое представляла собой балетная труппа. Тогда почему-то считалось, что возрастной балет всего лишь создает фон для действительно талантливых вокалистов. Нет, убеждала коллектив Татьяна, балет должен стать не только равноправным действующим лицом, помогающим раскрывать характер героев, их переживания, иллюстрируя это своим языком, но и стать одновременно украшением спектакля. Так появилась первая ласточка в этом ряду - дуэт «Мечты любви» в «Марице», во время любовного объяснения героев. Однако нужны были молодые, увлеченные балетом кадры. Подготовим сами! Неожиданно легко было получено разрешение открыть на базе Театра оперетты спецкурс при музыкальном училище. Татьяна Борисовна вспомнила, чему ее учили в хореографическом училище и в ГИТИСе, отобрала талантливых юношей и девушек, составила четырехгодичную программу, ориентированную на оперетту. И уже через год некоторые из студентов смогли выйти на сцену. Затем с лучшими Шабанова съездила на конкурс в Екатеринбург, вернулась с лауреатами. Сорок артистов балета обучила профессии главный балетмейстер, многие успешно служат в театре. Некоторые из выпускников уезжают учиться дальше или работать в другие театры страны, где дают высокую оценку уровню их подготовки.
А Татьяна Борисовна кроме одной мечты – «Ханумы» сумела осуществить другую – поставить настоящий балетный спектакль. Сначала это была сказка-балет В. Белица «Снежная королева», а затем одноактные балетные сцены «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст» и, наконец, полноценный двухактный классический балет П. Гертеля «Тщетная предосторожность». И пришла пора подведения итогов в связи с жизненным юбилеем и 20-летием службы Пятигорскому театру оперетты. «Ханума», вызывающая ностальгические грезы о городе Пиросмани (по стилю спектакля) и воспоминания о счастливых муках творчества при рождении постановки, – вот что должно символизировать пройденный путь на бенефисном спектакле, вдохновенно исполненном блестящим актерским составом. Татьяна Борисовна еще не знала, что режиссер Инна Хачатурова, артисты, хор и, конечно, балет готовят уже для нее сюрприз – веселые поздравительные песни и частушки, написанные неугомонным талантливым артистом Дмитрием Патровым, хореографическое попурри из поставленных ею оперетт и балета, а ее выпускник Радж Саркисян, уже возглавивший ансамбль национального танца «Родник», еще ярче раскрасил кавказскую атмосферу представления. Атмосферу, которая так захватила юбиляра, что в заключительный зажигательный канкан она встроилась естественно и легко, как будто ей по-прежнему двадцать...
А затем были поздравления и подарки от директора и художественного руководителя театра заслуженного работника культуры России Светланы Калинской, министра культуры Ставропольского края Татьяны Лихачевой, от Союза театральных деятелей, от общественных организаций города. И, как на каждом спектакле Шабановой, бурные аплодисменты. И цветы, цветы…
7 марта 2015 года