Армейский опыт полковника юстиции Юрия Ляшенко
Как у всякого парня из среднестатистической семьи, проживающей в сельской местности. В нашем случае в Курсавке Андроповского района. Мама – главный бухгалтер на производстве. Отец служил фельдъегерем. И пацана, родившегося в 1974 году, назвали незатейливо – Юрой. Его судьба складывалась также незатейливо. После восьмого класса пошел в ПТУ.
- А почему школу не закончили, почему ПТУ? – спрашиваю у Ю. Ляшенко.
Он задумывается:
- Да цели такой не было, как институт. Все одноклассники шли в профтехучилище. Наверное, или время было иное, или все мы хотели скорее вырасти, получить профессию и помогать родителям..
В армию его призвали практически сразу после окончания училища, в июле 1992 года. Место службы – он очень этим гордился тогда – Новороссийский погранотряд. Не шуточки, контролировал все Черноморское побережье.
- А «деды» у вас в части были? – мой вопрос оригинальностью не блещет, но все равно интересно.
- Нет, – говорит Юрий Ляшенко, – в том понимании, которое у него есть в последние годы. В учебке, где провел полгода, вообще никаких «дедов», там мы все одинаковые несмышленыши. А в отряде старослужащие, и мы это понимали, опытнее. С ними советовались. Они нам помогали. Они же нас и одергивали. И все это было в порядке вещей. Командир роты или части ставил задачу, а «деды» нам растолковывали, что и как делать.
Название воинской специальности Юрия Ляшенко – водитель-стрелок. Но после учебки он не попал на горную заставу, куда стремился... Его, оценив основательность и добросовестность, оставили в головном отряде в Геленджике, в роте материального обеспечения. Вроде неинтересно. Сам Ляшенко так не считает: исколесил побережье и увидел все те заставы, которые так манили его. Грузовики доставляли пограничникам самые разные товары и выполняли самые разные функции. Одна машина продукты везет, другая – обмундирование, третья – вообще прослушивающую аппаратуру. Он хлебнул всякого. А как было не хлебнуть на горных серпантинах, когда опыта и для прямой дороги не хватало. Особенно если машина с грузом. Но всегда рядом был тот, кто подскажет, как себя вести, кто подменит. Молодых в рейсы одних не отпускали.
От армейской службы у Юрия Ляшенко остались знания Черноморского побережья, вплоть до самых маленьких населенных пунктов, любовь к машинам и дорогам, уверенность в том, что рядом всегда есть тот, кто сможет и захочет помочь. И еще один принцип: если надо делать – делай! И вот как он появился.
- Только начал я службу, – вспоминает Юрий Ляшенко, – дали мне ЗИЛ, который не ездил. И сказали: сделаешь – поедешь.
Он хотел ездить. И сделал. Хотя, несмотря на помощь, порой ругался и чуть не плакал от бессилия. Но сделал. И именно этот эпизод стал толчком к переосмыслению каких-то жизненных позиций, к пониманию того, к чему и как нужно стремиться.
Уволился в запас Ю. Ляшенко в декабре 1993-го. Его сверстникам и ему, можно сказать, повезло: тогда срочную служили полтора года. И у него, повзрослевшего и возмужавшего, прошедшего армейскую школу, четко сформировались планы на дальнейшую жизнь: образование надо продолжать.
- То есть армия стала толчком в вашей сегодняшней специальности?
- Да.
Дальше все было просто. Окончил Ставропольский филиал юридического института МВД (так он тогда назывался). С 1997 года работал следователем в милиции. Занимался расследованием преступлений организованных преступных групп, экономическими преступлениями. Ляшенко считает, что ему, тогда молодому специалисту, крупно повезло: или людей не хватало, или приглянулась его работа какому-то начальнику. На новом месте, безусловно, приходилось сталкиваться с трудностями и проблемами. Хотя и здесь старшие товарищи, как и в армии, подстраховывали.
В 2003 году его пригласили в прокуратуру. В отдел по расследованию особо важных дел. Через четыре года он стал заместителем руководителя отдела. Сейчас возглавляет его. Уже в следственном управлении СКР по краю.
И здесь я вынуждена поставить точку. Потому что писать о тех делах, которые расследовал Юрий Ляшенко, нельзя. Кто-то уже вышел на свободу с чистой совестью, кто-то еще скрывается от правосудия. А эти люди умеют таить обиду, умеют копить зло. Впрочем, опыт Ляшенко, полученный тяжело и трудно на следственной работе, сейчас востребован его подчиненными, молодыми сотрудниками следственного управления.
Так что армейский опыт полковника юстиции Юрия Ляшенко пригодился не только ему одному.
21 февраля 2015 года