Кавминводам нужны талантливые организаторы курортного дела и господдержка
По сути, все выступавшие пришли к единому знаменателю: чтобы возродить былую славу всесоюзной здравницы, необходимы талантливые организаторы и государственная поддержка.
О людях, чей профессионализм и самоотверженность помогли превратить некогда дикий уголок Западного Кавказа в прославленный курорт, рассказала главный хранитель музея Елена Зайцева. Основателем отечественной научной курортологии она назвала знаменитого московского врача Семена Смирнова. В 1861 году его назначили директором и главным врачом Кавказских курортов. Вот как описывал Семен Алексеевич свои первые впечатления о новом месте службы: «Я был поражен богатством этого края, но вместе с тем болела душа и оскорблялось национальное чувство, видя это богатство в таком первобытном, полудиком состоянии». С. Смирнов поставил перед собой грандиозную задачу не только поднять Кавказские курорты на уровень заграничных, но и сделать русские здравницы уникальными. В осуществлении задуманного С. А. Смирнов весьма преуспел. Уже в 1863 году он объединил всех врачей, практиковавших на Кавказском курорте, в Русское бальнеологическое общество. Именно С. Семенов первым принял решение разливать кавказские минеральные воды в бутылки и развозить их по стране взамен заграничных.
Среди его соратников и талантливых последователей главный хранитель музея особо выделила Александра Огильви. Потомок знаменитого шотландского рода, профессор, доктор геолого-минералогических наук, он основал в Пятигорске Бальнео-
логический институт и стал его первым директором.
В конце XIX - начале XX века курорты Кавказских Минеральных Вод благодаря умелому управлению их дирекции вышли на уровень лучших европейских курортов и были весьма востребованы в состоятельных слоях тогдашнего российского общества. И сразу после Великой Октябрьской революции Сов-нарком и лично Владимир Ленин курортам Кавминвод уделяли особое внимание.
В ходе Гражданской войны курорты КМВ пришли в полный упадок, однако вскоре нашелся талантливый организатор - полковник медицинской службы Сергей Мамушин, который в тяжелейших условиях решал сложные профессиональные и хозяйственные проблемы. Тем досаднее, что затем он по ложному доносу угодил в лагерь для политзаключенных.
В годы Великой Отечественной войны выдающиеся организаторские способности проявил главный хирург Кисловодской госпитальной базы Тимофей Гнилорыбов. В том, что в кисловодских госпиталях поставили на ноги 600 тысяч раненых бойцов и командиров Красной армии, - огромная его заслуга. Даже во время оккупации, рискуя собственной жизнью, он лично делал операции тем раненым бойцам, которых спрятали в своих домах и квартирах местные жители.
О развитии курортного дела на Кавминводах в 60 - 90-е годы минувшего века и, в частности, о том, каким образом Кисловодск превратился в образцовый советский курорт, рассказали непосредственные участники тех событий.
Ветерану Великой Отечественной войны, доктору медицинских наук профессору Ивану Великанову довелось воссоздавать кардиологическую и неврологическую службы на Кисловодском курорте. Но Иван Иванович рассказывал не столько о собственных заслугах, сколько восхищался дальновидностью и профессиональным чутьем Евгения Смирнова-Каменского, бывшего директора Пятигорского института курортологии, где в начале 60-х И. Великанов работал ученым секретарем. Лишь только Е. Смирнов-Каменский узнавал о каком-то новом перспективном методе лечения или диагностики, он тут же направлял сотрудников института в командировку изучить новинку на месте и определить, насколько она может быть полезна в курортологии. И даже шел на риск: отпускал баснословные по тем временам средства на закупку экспериментального оборудования.
Велик вклад в развитие курортного дела на Кавминводах и бывшего председателя Кисловодского курсовета, бывшего начальника управления правительственными санаториями на Кавминводах Александра Дерябина. Его лично хорошо знал по совместной работе еще один участник встречи в музее «Крепость» - почетный гражданин Кисловодска Николай Земцев.
До сих пор жива молва о методах работы Николая Земцева, бывшего первого секретаря горкома КПСС: мол, он каждое утро объезжал город и к началу планерки имел самую свежую и достоверную информацию о состоянии дел, а потому заслуженно устраивал взбучку провинившимся.
- В пятилетних планах Союза ССР с 1975 по 1985 год город Кисловодск шел отдельной строчкой, - вспоминает Н. Земцев. - Было специальное постановление Совета министров о его развитии. О многом говорит такой факт: в Верховном Совете Союза ССР депутатом была Вера Лебедева - врач санатория имени Орджоникидзе, а в Верховном Совете Российской Федерации заседала главный врач санатория «Москва» Римма Алексеева. Вот тогда Кисловодск действительно был здравницей всесоюзного значения.
Последующие руководители Кисловодска постсоветского времени смогли не много. Двое угодили на скамью подсудимых. Пожалуй, добром вспоминают лишь Наталью Луценко.
Нынешней администрации, считает Н. Земцев, досталось тяжелое наследство, но больше всего он сожалеет о том, что «люди утрачивают чувство гордости за свой родной город».
Присутствовавшие на вечере представители общественности недоумевали, почему на столь поучительную встречу не пришли ни сотрудники администрации Кисловодска, ни депутаты городской Думы. Прибыл лишь депутат Думы Ставропольского края, гендиректор профсоюзного ООО «Курортное управление» (холдинг) Николай Мурашко. Он тоже выразил сожаление, что власти города не сочли нужным поучаствовать в таком нужном мероприятии.
- В советские времена, когда курортами Кавминвод централизованно управляли профсоюзы, - отметил Н. Мурашко, - здесь только официально принимали полтора миллиона отдыхающих в год, а в действительности значительно больше. А все потому, что тогда стояла государственная задача - максимально эффективное оздоровление жителей Советского Союза. Сегодня, к сожалению, курортное дело пущено в дикую коммерцию. Проблема не в том, что люди не хотят к нам ехать или им не нравятся наши условия. Уже сейчас, по статистическим данным, шесть с половиной миллионов россиян готовы к нам приехать, на ту санаторно-курортную базу, какая сейчас есть. А приезжают только 870 тысяч. Почему? Да потому что у остальных просто нет денег на отдых на Кавказских Минеральных Водах. Поэтому государство должно создать условия для всех желающих: снизить тарифы на транспорт, не облагать налогом те деньги, которые люди потратят на путевку, использовать страховые средства и так далее… Пока этого нет. Но мы надеемся на обещания федеральной власти, что в курорты Кавминвод будут вкладывать средства.
28 февраля 2015 года