06:19, 10 февраля 2015 года

Женщины-трактористки во время Великой Отечественной войны

Ранним утром в ворота Надеиных громко постучали: «Выходи, Мария, за тобой я!».

- На окопы! - подумала она, и сердце ее захолодело от предчувствия и ожидания тяжелой работы, от которой все тело слабело, а мышцы не успевали отдохнуть за ночь. Мария вздохнула и поспешила из хаты.

На улице ждал председатель колхоза Иван Самойлов:

- Понимаешь, - сказал он, глядя прямо в глаза Марии, - тут такое дело, дочка, трактора стоят, и некому их даже завести. Ты ведь работала прицепщицей, у тебя получится...

Еще двенадцатилетней девчонкой она пришла в тракторную бригаду. Ее посадили на лошадь, запряженную в косилку, и сказали: «Езжай, с Богом. Лошадь веди прямо, у тебя получится!».

И сейчас председатель настаивал:

- Выручай, Мария! Будешь вместо своего Ивана пахать...

Ивана, мужа своего, Мария проводила на фронт несколько дней назад, едва успев стать ему женой. Из хаты вышла свекровь.

- Что мне делать, маманя? Зовут на трактор, а я боюсь - не получится.

- А ты не терзайся, тут решаться надо!

И Мария решилась. С вечера загадала: если приснится, что что-то дадут, значит, повезет, а если заберут или отнимут - не повезет. Приснился Марии сон: подходит к ней женщина и подает ей каравай хлеба - пышного, румяного. Наутро со спокойной душой отправилась в поле.

Уходящий на фронт тракторист только и успел показать Марии, как заводить трактор и как переключать скорости.

Так всю войну и проработала Мария Стефановна Надеина за себя и своего мужа.

*****

В первые дни войны провожала мужа на фронт Софья Некрасова. Трехмесячная дочь на руках да сынишка, держащийся за юбку. Долго она смотрела вслед уходящему мужу, а тот уже издали крикнул ей: «Ждите меня!». Не вернулся солдат, но всю войну она его ждала.

А в те лихие времена окончила курсы трактористов, пахала, сеяла, убирала хлеб.

*****

Трактористка Александра Кобозева всем своим видом показывала, что она человек мужской профессии. Крепкая, сильная, выносливая, она и ходила-то с короткой стрижкой и в кожаной куртке. Когда в станицу пришли немцы, один, увидев Александру, подошел и приставил пистолет к ее виску: «Ты - коммунист, признавайся!». Если бы того немца не отвлек другой, Александры давно не было бы в живых.

*****

По-разному сложились судьбы этих женщин после Победы. Но до конца дней своих будут помнить девчата, как сквозь слезы, боль и мозоли вынесли тяжесть военной жизни, добывая для фронта и Победы хлеб на полях станицы Новомарьевской за тяжелыми рычагами тракторов, а то и убирая урожай вручную.

Рассказала Валентина Нарыжная. Ст. Новомарьевская.

«Трактористки»
Газета «Ставропольская правда»
10 февраля 2015 года