06:23, 7 февраля 2015 года

Общественный совет проверит качество услуг учреждений культуры в Ставропольском крае

Эта работа осуществляется в соответствии с двумя федеральными законами - об общественном контроле и об оценке качества услуг. Критериями оценки был выбран целый ряд показателей - от наличия официального сайта в Интернете, его содержательности, налаженной обратной связи с читателями и зрителями до подготовки необходимых информационных стендов о деятельности учреждения, перечня предоставляемых услуг и расценок на них. Обращалось внимание экспертов также на обеспечение телекоммуникационной связи с потребителем, внутреннее благо-устройство помещений, в частности, возможность беспрепятственного перемещения для инвалидов, удобство режима работы, разнообразие оказываемых услуг, регулярность выездных гастрольных и иных мероприятий, ряд других показателей.

Первыми в списке оказались такие крупнейшие учреждения, как Академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Дом народного творчества, Ставропольский зооэкзотариум, краевой колледж искусств. В ходе встреч с руководителями и сотрудниками этих учреждений состоялись детальные беседы, касавшиеся затронутых проверкой направлений деятельности.

Стоит сразу подчеркнуть, что само слово «проверка» в данном случае следует воспринимать лишь как термин, не более. Ведь речь идет все же о контроле общественном, свидетельствующем, скорее, о степени влияния гражданского общества. Вот почему обсуждение выявленных достижений или недочетов проходило в доверительной, доброжелательной атмосфере. Если, например, затрагивалась проблема обратной связи со зрителем или читателем, то акцент делался на то, что устаревшие отзывы публики на сайте не прибавляют привлекательности имиджу учреждения. А вот их регулярное обновление - несомненный показатель успешности.

Отмечалось, что наиболее дальновидные руководители учреждений культуры порой даже обращаются за помощью к профессиональным психологам, организуют для своих сотрудников специальные тренинги, способствующие выработке таких качеств, как вежливость, доброжелательность, внимательность. Совсем не лишние качества, если вспомнить, как иногда в суете переполненного зрительного зала служитель храма культуры «забывает» извиниться перед вами, прежде чем указать на то, что вы по ошибке заняли не то место, которое указано в билете. Да и просто улыбнуться человеку, входящему в учреждение, тоже нелишне!

При том что все названные учреждения культуры весьма отличаются друг от друга по содержанию своей деятельности, понятно, что в каждом отдельном случае члены общественного совета старались при встречах исходить прежде всего именно из особенностей каждого. Ведь насколько разные условия работы, а часто и публика, например, у театра и зооэкзотариума, у библиотеки и Дома народного творчества. Да и возможности у них тоже разные.

Если в театре и библиотеке оборудованы входы теми же пандусами, то ни у ДНТ, ни у зооэкзотариума таковых быть, увы, просто не может: одно здание, будучи памятником архитектуры, не предусматривает ни лифта, ни подъемника (и встроить их невозможно), другое помещение настолько тесное, что в нем хоть бы витрины с экспонатами уместить более-менее удобно. Зато какой симпатичный внутренний дворик есть у зооэкзотариума, как приятно там просто присесть после экскурсии, отдохнуть в хорошую погоду.

К несомненным организационным плюсам учреждения следует отнести и действующий при нем детский зоологический кружок, где ребята учатся заботиться о братьях наших меньших. А вот с интернет-сайтом здесь пока дела обстоят не на должном уровне, с сожалением констатировали эксперты, порекомендовав руководству учреждения обратить на это самое серьезное внимание. Кстати, примером тут может служить отлично работающий, насыщенный полезной и интересной информацией сайт краевой библиотеки, над которым - это очевидно - работают ежедневно и весьма творчески. По этому пути сейчас движется и Дом народного творчества, специалисты которого активно занимаются фундаментальным обновлением сайта учреждения, обещая через пару-тройку месяцев порадовать преображенным «лицом» ДНТ в виртуальном пространстве.

Стоит добавить по поводу упомянутых пандусов в краевой библиотеке: хотя они ведут лишь на первый (нулевой) этаж здания, здесь, однако, всегда готовы принять читателя-инвалида в отделе обслуживания, сотрудники которого не только помогут подобрать необходимую литературу (благодаря доступу ко всем ресурсам библиотеки), но и пригласят коллег из других отделов для более подробных консультаций.

В одном из корпусов краевого колледжа искусств приметой улучшенного комфорта может служить недавно отремонтированный и потому буквально преобразившийся концертный зал, что весьма важно для учебного заведения, готовящего профессиональных музыкантов. Ведутся такие работы и в другом здании колледжа, но пока что в отремонтированном фойе явно недостает мебели, способной сформировать удобное место отдыха учащихся и педагогов. Ряд рекомендаций со стороны членов общественого совета касался опять-таки совершенстования работы интернет-сайта колледжа.

В целом, отметил председатель общественного совета при министерстве культуры СК заслуженный работник культуры РФ Владимир Лычагин, уже первый «оценочный» выход экспертов в учреждения культуры показал нужность и полезность подобных встреч. Во всех названных коллективах они прошли в конструктивном режиме. Кстати, выводы членов совета, представленные по итогам проверки, касаются отнюдь не только недочетов, но содержат и предложения о том, какую помощь следует оказать этим учреждениям: где-то при капитальном ремонте учесть дополнительные бытовые удобства, где-то посодействовать в обеспечении тем или иным инструментарием и оборудованием. Всего за предстоящие два года членам общественного совета предстоит ознакомиться с работой десятков учреждений культуры по всему краю.

«Просто улыбнитесь человеку!»
Газета «Ставропольская правда»
7 февраля 2015 года