Как Ставрополью подняться в рейтинге инвестиционной привлекательности
К сожалению, пока наш регион по инвестиционной привлекательности занимает место в нижней части рейтинговой таблицы. Губернатором поставлена задача перебраться из группы «Д» в группу «А». Поэтому представителям разных ведомств, вошедшим в состав рабочей группы, предстоит напряженная работа – продвижение вперед не обещает быть простым. По ряду показателей мы пока серьезно отстаем. Скажем, процедура выделения земель для нужд бизнеса занимает в регионе в среднем до 300 дней, тогда как есть регионы-лидеры, где эта планка установлена на уровне 40 дней.
На вчерашнем заседании обсуждались возможности по сжатию сроков по важнейшим показателям, от которых зависит скорость реализации инвестиционного проекта. Предпринимателей, заинтересованных в развитии и расширении собственного дела, как было сказано, прежде всего интересует, насколько быстро можно получить разрешение на строительство того или иного объекта.
В Национальном рейтинге по этому критерию Ставрополье занимает непрестижное «красное поле». Средний срок получения желанного документа в крае равняется 236 дням. Тогда как лидер, каким сегодня является Республика Татарстан, решает вопрос в среднем за 78 с половиной дней. Необходимо максимально приблизиться к этому рубежу. По оценке представителя министерства строительства и архитектуры СК, некорректна сама формулировка показателя. Ибо не все зависит от чиновничьих структур. В обозначенный период входят также процедуры, оперативность осуществления которых зависит полностью либо от самого хозяйствующего субъекта, либо от муниципальных властей поселения, на территории которого будет осуществляться строительство.
Однако вице-премьер ПСК отреагировал жестко: перед нами поставлена цель не корректировать действующие формулировки, а найти реальные возможности улучшить ситуацию в сфере бизнес-строительства, «а иначе нас снова обвинят в том, что чиновники и бизнес говорят на разных языках». Безусловно, многое будет зависеть от позиции руководителя администрации района и поселения. Крупные бизнес-проекты и без того на слуху и реализуются в рамках плотного административного сопровождения властей краевого и местного уровней. Вопрос в том, как помочь не акулам бизнеса, а рядовым, если можно так сказать, предпринимателям. Их надо окружить заботой и сопровождать их инвестпроекты до момента реализации. Если потребуется, в ручном режиме разбираться с возникающими проблемами.
Было бы правильно, говорилось на заседании, получить аналитику в разрезе муниципалитетов, чтобы можно было судить о том, насколько эффективно общаются главы администраций с местной бизнес-элитой, насколько заинтересованы в ее успехе. Сегодня в качестве пилотных выбраны два муниципальных района – Петровский и Изобильненский, которые до сих пор лидировали по степени обходительности с инвесторами, настоящими и потенциальными. Именно здесь сегодня обкатываются новые инвестиционные стандарты.
Другой показатель, о котором говорили на заседании члены рабочей группы, – это среднее количество процедур, необходимых для регистрации права собственности юридических лиц на недвижимое имущество (кроме права собственности на земельные участки). Как ни грустно это констатировать, но и по этому критерию Ставрополье не попадает в число «тяжеловесов». В крае этот показатель – 5,7 процедуры. Тогда как регионы из группы «А» сумели сократить их число до 3,2.
По предоставлению некоторых услуг в электронном виде, как отметил заместитель руководителя управления Росреестра по СК Геннадий Сагайдаков, ведомство занимает четвертое место в России. Этот успех настраивает на оптимистичный лад. Однако есть проблемы, в числе которых, в частности, несвоевременное получение необходимой информации от муниципалитетов и других структур. Это значит, что представителям ведомств необходимо «садиться рядком» и обсуждать, как исключить эту несогласованность.
Андрей Мурга призвал управление Росреестра плотнее работать с пилотными районами, чтобы созданная в результате «дорожная карта» была понятно и доходчиво составлена, чтобы затем не возникало вопросов у глав других территорий. Внедрение стандартов Национального рейтинга не самоцель, главное – упростить для бизнеса все бюрократические процедуры. Надо помнить, что инвестиционная привлекательность – это прежде всего оживление экономической жизни территории, увеличение количества рабочих мест, повышение качества жизни населения.
«Если мы попадем в верхние строчки рейтинга и это будут объективные показатели, инвесторы скоро поймут, что нам можно доверять, и придут со своими предложениями, – прокомментировал для «СП» состоявшееся заседание Андрей Мурга. – Самим нам не нарисовать себе красивых цифр. На Ставрополье приедет команда экспертов Агентства стратегических инициатив (АСИ) и проведет независимый аудит всех рейтинговых показателей региона. Из 50 показателей для первоочередной корректировки рабочая группа выбрала 21. Кстати, есть критерии, по которым мы лидируем. Это прежде всего состояние микрофинансирования малого и среднего предпринимательства, эффективность деятельности гарантийного фонда по поддержке бизнес-проектов. Есть также стандарты, которые нами уже улучшены в течение прошлого года. А в мае мы будем знать оценки, выставленные нам экспертами АСИ. Как они это сделают, по каким критериям и выборкам, неизвестно. Это тайна инвестора, обнародование которой, когда придет время, поможет во многом прояснить ситуацию».
Планируется, что рабочая группа будет собираться раз в две недели.
4 февраля 2015 года