В Ставрополе завершился городской этап конкурса «Воспитатель года России – 2015»
Традиционно он на всех этапах, от муниципального до федерального, проводится одновременно с конкурсом «Учитель года» и многими воспринимается как подраздел учительского. Однако ситуация меняется.
В новом Законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование названо I ступенью общего, что делает его более значимым. Впервые введены федеральные государственные стандарты дошкольного образования. Отсюда и конкурс воспитателей, в котором состязаются педагоги дошкольных учреждений, получает большой резонанс. В нем появляются новые номинации, усиливаются требования.
Так, в этом году на ставропольском городском этапе «дошкольники» впервые соревновались в двух номинациях - «Лучший воспитатель» (12 участниц) и «Педагогический дебют» (8 воспитательниц со стажем до трех лет). Присутствие «дебютанток» особенно важно для закрепления новых педагогических кадров в дошкольных учреждениях.
Из беседы с руководителем отдела дошкольного образования и организационной работы комитета образования администрации Ставрополя Татьяной Лобанковой и старшим методистом городского информационно-методического центра Еленой Прасоловой выяснилось, что педагогический стаж у конкурсанток разный - от полутора до 25 лет. Среди участниц «Педагогического дебюта» отнюдь не все недавно окончили педвуз или колледж. Есть и такие, кто какое-то время искал себя в других профессиях, пока не пришел в детский сад к дошколятам, чтобы понять: это и есть призвание.
Мои собеседницы отметили усложнившийся порядок конкурса. Он включает в себя очно-заочный отборочный тур и два очных. Появились такие состязательные мероприятия, как пресс-конференция участниц и круглый стол по актуальным темам современного российского образования.
По словам Т. Лобанковой, охрана жизни и здоровья детей по-прежнему является главной целью, приоритетом в дошкольном учреждении. Однако усиливается и образовательная часть. Именно поэтому и в теоретической, и в практической частях конкурса участницы много времени уделяли поисково-экспериментальной работе с воспитанниками. На занятиях с дошкольниками («Воспитатель года - 2015» проходил в ставропольском детском саду № 17) конкурсантки вместе с малышами рассматривали свойства воды и песка, погоду за окном и т. д. Развитие познавательных интересов детей, их пытливости, любви к миру вообще и к родному городу в частности было в центре занятий. Когда видишь эту любознательность ребятишек, их готовность познавать, их живой ум, так хочется, чтобы все это сохранилось и развивалось и дальше, в школе. Что, увы, бывает не всегда...
Хочется отметить хороший уровень владения конкурсантками, независимо от номинации, IT-технологиями. Работа с интерактивными досками, планшетами, сопровождавшая большинство занятий, оживляла их музыкой, изображением, делала ярче, интереснее для детей. Впрочем, как говорится, не одним компьютером жива современная дошкольная педагогика. Так, одна из конкурсанток провела мастер-класс театрального перевоплощения. Дети с помощью гримировальных карандашей создавали свои новые образы: например, перевоплощаясь в котят, искали соответствующую походку, повадки, характер. Возможно, у кого-то это вызовет желание играть на сцене, у кого-то - просто любовь к театру. А кому-то такие занятия помогут стать раскованнее, снимут эмоциональный зажим. Сыграют роль своего рода арт-терапии...
После всех отборочных туров в финал вышли 12 участниц. Сегодня во Дворце детского творчества Ставрополя состоится торжественное оглашение имен победителей и их награждение.
Конкурс стал заметным событием в жизни городского образования, обменом лучшим опытом работы и важным моментом профессиональной учебы.
3 февраля 2015 года