12:50, 28 января 2015 года

Встречи Владимира Высоцкого и советских спортсменов

 

К настоящему моменту изучение биографии Владимира Высоцкого достигло того уровня, когда крупные открытия уже попросту невозможны. Исследователи ныне сосредоточены на выяснении отдельных деталей небольших эпизодов жизни Высоцкого. К таким эпизодам относятся несколько встреч со спортсменами в период между июлем и сентябрем 1976 г.

Начнем с ранее известной информации. О выступлении Высоцкого перед сборной СССР по плаванию однажды очень коротко упомянула двукратный призер Олимпиады в Монреале Любовь Русанова:

- К нам на сборы постоянно приезжали артисты. Мне запомнился визит Владимира Высоцкого в нашу сборную. Уезжая, он пообещал сочинить песню про пловцов…

В беседе со мной, несмотря на все мои старания, Любовь Петровна о том выступлении рассказала почти столь же лаконично:

- Я уже не помню, где и в каком городе это было, слишком много времени прошло. Высоцкий пел в основном песни о спортсменах. Он так излагал понятные нам вещи, что казалось, он сам через это прошел, что он был спортсменом. А может быть, альпинистом - он пел нам песни из фильма «Вертикаль». Концерт был не очень длинным, Высоцкий куда-то торопился. Запомнилось вот такое впечатление. Мы все спорт­смены - высокие, крепкие, а Высоцкий был среднего роста, худенький, но он настолько сильно пел, что казался большим и крупным».

Старшим тренером сборной СССР по плаванию (и, как логично предположить, организатором приезда Высоцкого на базу команды) в те годы был Сергей Вайцеховский. Его дочь Елена, ныне известный спортивный журналист, участвовала в Олимпиаде 1976 года и стала чемпионкой в прыжках в воду с 10-метровой вышки. Я подумал, что она может что-то знать о приезде Высоцкого в сборную, но оказался неправ. «К сожалению, ничем не могу вам помочь, - ответила на мое письмо Елена Сергеевна. - Наша сборная с плавательной никогда на сборах не пересекалась».

Очень хорошо запомнил выступление Высоцкого перед пловцами мастер спорта международного класса Валентин Паринов.

«Концерт Высоцкого был во Дворце водного спорта на Мироновской. Это было выступление для членов сборной СССР, организовал его Вайцеховский. Он такой человек был... Мы посещали «Мосфильм», «Ленфильм», встречались с артистами. У него была такая политика, чтобы спортсмены культурно развивались. Как именно он вышел на Высоцкого, я не знаю, но концерт состоялся и прошел замечательно. Высоцкий пел, рассказывал о себе. После концерта все подходили, брали автографы. Немного говорили о жизни. Расспрашивали его о ролях, о театре. Общение было очень хорошим. Мы так вообще счастливы были, но и он, чувствуется, был доволен.

По времени концерт продолжался час или около того. Песни мы его знали, но концерт - это же совсем другое! Мы, мальчишки молодые, были просто в эйфории! Вот он, прямо рядом, в двух метрах сидит и поет нам песни! Было это прямо перед отъездом на Олимпийские игры. В Монреале была целая группа актеров, но он с этой группой не ездил, поэтому выступил в Москве».

Двукратный олимпийский чемпион Сергей Копляков сказал мне так:

«Концерт был во Дворце водного спорта. Там был небольшой зал. Собрались тренеры, врачи, спортсмены. Приехал Высоцкий. Сначала побеседовал с людьми, потом был концерт. Запомнилось, что он пообещал написать песню про плавание. Конечно, в те времена это было потрясающее впечатление - увидеть Высоцкого вживую. Это была фантастика! Когда воочию видишь Высоцкого - это, конечно, очень сильно.

Записывался ли концерт, я не знаю. Дело в том, что мы-то вообще не знали, что он приедет. Вдруг всех собрали и объявили: «Сейчас приедет Высоцкий». Тренерский состав, я думаю, знал о предстоящем концерте, но это не афишировалось. Так что сделать запись концерта или, допустим, фотографии мог только тот, кто знал заранее. Это сейчас телефон взял - и все у тебя под рукой».

Итак, выступление Высоцкого перед сборной СССР по плаванию незадолго до начала летней Олимпиады 1976 года (Игры открылись 17 июля) полностью подтверждено, и соответствующая строка может быть включена в каталог концертов Высоцкого.

Коллекционеры записей концертов Высоцкого давно знают фонограмму, носящую условное название «Псевдо-Новогорск. Выступление перед олимпийской сборной СССР». Не тот ли это концерт, о котором рассказали мне пловцы?

Фонограмма известна в неполном виде, но на ней сохранилось приветствие Высоцкого:

- Во-первых, добрый вечер. Я так с корабля на бал, потому что у меня спектакль был, вот. Что? Завтра, так я понимаю, кто-то уезжает, да? Много людей уезжает или нет? Почти все сидящие, так? Или нет? Или здесь много пос...? Половина?

Ну что я вам хочу сказать, может быть, мы там даже и повидаемся. Вот. Но вообще-то, конечно, жалко - я бы, конечно, хотел бы поглядеть вас в действии. А я-то... Ну что? Вы можете меня видеть когда угодно, когда здесь находитесь, - и в театре, и там, здесь я всегда езжу безотказно. Даже вот уезжали пловцы тут на первенство, я чего-то им говорил... на магнитофон наговаривал, но не помогло, правда. Вот. Ну, я совсем не надеюсь, что то, что я сегодня что-то такое буду петь, что это как-то повлияет на результаты - совсем нет. Но просто чтобы у вас было настроение такое, посмешнее.

На мой взгляд, судя по тому, как упомянуты Высоцким пловцы, выступление явно было не для них, а для другой сборной. Для какой - пока неизвестно, но, как я выяснил, совершенно точно, что не для футбольной.

Заслуженный мастер спорта бронзовый призер Олимпиады Стефан Решко сказал мне, что перед Олимпиадой концерта Высоцкого для футболистов не было.

«Он к нам приезжал за год до этого. За день или два до матча с итальянцами в Москве (игра состоялась 8 июня 1975 г.) приехал на нашу базу. Где-то час, наверное, пел. В том числе и песни, которые в концертах не исполнял».

Это важная информация, поскольку полностью подтверждает воспоминания нападающего киевского «Динамо» и сборной СССР Олега Блохина о приезде Высоцкого на базу сборной в подмосковный Новогорск в 1975 году, но, к сожалению, она не помогает установить, где была сделана разбираемая фонограмма.

        Знавший Высоцкого с 1967 г. Всеволод Ханчин однажды написал: «Спорт и спортсменов он (Высоцкий. - М.Ц.) любил, был горячим болельщиком вообще, теперь стал интересоваться и парусом. Во время олимпийской регаты 1976 г. в Кингстоне (Канада) он уже со знанием дела мог смотреть гонки, болел за наших Манкина и Балашова, которые сумели вырвать тогда серебро, посетил лагерь участников на берегу озера Онтарио».

К сожалению, я никогда не спрашивал В. Ханчина, откуда у него эта информация, а теперь уж поздно, да и упомянутых им Валентина Манкина и Андрея Балашова тоже уже не спросить... Однако заслуженный мастер спорта Владислав Акименко (что в данном случае очень важно - серебряный призер той Олимпиады в классе «Темпест», выступавший в одном экипаже с В. Манкиным) сказал мне, что Высоцкого в Кингстоне он совершенно точно не видел. Так что мы, очевидно, имеем дело с легендой, которую из биографии Высоцкого пора исключить.

Еще одна встреча со спортсменами произошла у Высоцкого в начале сентября. Двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров сказал мне: «В тот год я был одним из тренеров сборной СССР, мы прилетели для участия в первом Кубке Канады. Случайно в отеле в Монреале встретили Высоцкого. Попросили его спеть для членов сборной, но он отказался, сказав, что у него нет времени».

Я не думал, что когда-нибудь эта история получит продолжение, но неожиданно - я спрашивал его о совсем других событиях - о встрече с Высоцким в Монреале заговорил член той сборной заслуженный мастер спорта Виктор Жлуктов: «Высоцкий был в оте­ле с Мариной Влади. Высоцкий изъявил желание встретиться с командой, спел под гитару несколько песен. Кажется, это было в холле гостиницы. Это не было концертом, просто такая встреча».

Информация интересная. К сожалению, другие члены той сборной - защитник Александр Куликов и нападающий Александр Голиков - рассказ В. Жлуктова не подтвердили и сказали, что Высоцкого в Монреале не видели.

Зато видел и даже общался с Высоцким в тот день еще один тренер сборной - Р. Черенков:

«Мы попали в один лифт - Владимир, Борис Майоров и я, - рассказал Роберт Иванович. - Договорились встретиться в номере, пообщаться. Вот уж не помню, мы у него сидели или он у нас, но посидели, поговорили. Он не пел, мы просто разговаривали, слушали его рассказы о театре, о съемках. В номере были только мы втроем, с командой он не встречался».

Итак, из пяти опрошенных двое Высоцкого не видели вовсе, а трое вспоминают о встрече с Высоцким по-разному. Значит, еще предстоит работа по уточнению деталей. Да и источник сделанной в тот же период фонограммы тоже пока не определен, а это значит, что биографам Высоцкого все еще найдется  чем заняться...

Марк ЦЫБУЛЬСКИЙ
«Встречи Владимира Высоцкого и советских спортсменов»
Газета «Ставропольская правда»
30 января 2015 года