Всероссийский конкурс сочинений обсудили на семинаре в Ставрополе
Появление сочинения в этом перечне можно считать ответом на вызовы времени. Современные школьники испытывают проблемы со связной письменной речью. Правительство России волнует, какой будет молодежь: стране нужны грамотные, мыслящие, образованные молодые люди.
Окончательно проблемы были сформулированы Министерством образования и науки Российской Федерации. Пути решения определены в виде технического задания и вынесены на конкурс в рамках одного из проектов Федеральной целевой программы развития образования. Победителем в нем стала Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО).
Среди мероприятий проекта - проведение в 2015 году Всероссийского конкурса сочинений. АПК и ППРО организовала в федеральных округах установочные семинары, посвященные этому конкурсу. Состоялся он в Северо-Кавказском федеральном округе и прошел в Ставрополе при участии Ставропольского краевого института развития образования, переподготовки и повышения квалификации работников образования.
В семинаре приняли участие около 120 человек: специалисты региональных управлений образования субъектов Российской Федерации, специалисты региональных институтов повышения квалификации, руководители методических центров и служб, объединений регионального, муниципального и школьного уровней; преподаватели русского языка и литературы образовательных организаций.
Собравшихся приветствовала заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Елена Тумаян. С сообщением «Опыт системы образования в области развития письменной речи обучающихся как потенциал подготовки в Всероссийскому конкурсу сочинений» выступила представитель АПК и ППРО, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии Ольга Марченко (Москва).
Она познакомила участников семинара с материалами круглого стола по данной тематике, состоявшегося в академии, с учебно-методическими комплексами по русскому языку и литературе, рекомендованными к использованию в школах страны, с соответствующими нормативными документами.
В выступлениях пленарной части семинара поднимались проблемы развития связной речи учащихся, говорилось об опыте школ СКФО в этой области.
Так, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Северо-Кавказского федерального университета Вячеслав Ходус среди причин, по которым сегодняшние школьники и студенты недостаточно владеют письменной речью, в качестве основной назвал отсутствие у них привычки к чтению. Дети мало читают, самое грустное, что они не читают классику, а ведь без чтения лучших образцов классической литературы невозможно сформировать грамотную, красивую связную речь, письменную и устную.
С интересом были выслушаны участниками семинара выступления представителей республик СКФО.
О технологиях обучения учащихся комплексному анализу текста при подготовке к ЕГЭ говорила учитель русского языка и литературы СОШ № 37 г. Грозного (Чеченская Республика) Мадина Хаджимуратова. Основные проблемы при подготовке учащихся к сочинению были подняты в выступлении Алены Курбановой, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и литературы Республиканского ИПК (Карачаево-Черкесская Республика). Об опыте популяризации русского языка в Дагестане рассказала Барият Гаджиева, консультант управления общего образования министерства образования и молодежной политики Республики Дагестан.
Владимир Безручко, учитель русского языка и литературы из Железноводска, поделился собственным опытом подготовки школьников к сочинению, проанализировав типичные ошибки учащихся в раскрытии темы, подборе аргументов, использовании литературного материала. Свои тезисы он иллюстрировал примерами из работ пробного сочинения, которое одиннадцатиклассники написали в ноябре.
Установочный семинар включал в себя также работу секций, рассмотревших вопросы организации, подготовки и регламента проведения Всероссийского конкурса сочинений. Состоялась деловая игра, в ходе которой работники образования приняли участие в разработке проекта организационно-технологической модели и методического сопровождения конкурса. Итоги этой работы переданы в АПК и ППРО.
12 декабря 2014 года