10 декабря – День прав человека
Имея лишь рекомендательный характер, этот документ тем не менее сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов защиты прав и свобод и стал основой, на которой сейчас построены как международные, так и региональные системы обеспечения и защиты прав человека. На основе Всеобщей декларации сформировались европейские стандарты прав человека, которые юридически закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Россия признала и закрепила их в своей Конституции, принятой 12 декабря 1993 года, при этом провозгласив высшей ценностью человека, его права и свободы, защита которых гарантируется государством, а исполнение законов обеспечивается правосудием.
Права человека - это неотъ-емлемое свойство демократии. Они во многом определяют качество среды его обитания, а также интерес и даже смысл жизни. Многие скептически относятся к этому выводу. Да, проблемы с обеспечением и практическим использованием прав человека есть - и экономические, и политические, и организационные. И так будет до тех пор, пока мы не научимся жить по Конституции, по Законам, исполнять их сами и требовать их исполнения всеми государственными органами и органами местного самоуправления.
Между словами и делами, как мы знаем, часто существует разрыв. Слишком глубоко проникли в наше мировоззрение поры жесткости, безразличия к судьбе «маленького человека». Однако годы, прошедшие после принятия Конституции, показали, что в стране есть желание и воля по соблюдению прав и свобод. Подтверждением этому служит проводимая властями всех уровней политика, направленная на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, укрепление демократических институтов, сфер законности и правопорядка.
Я уверен в том, что, пока мы не станем исходить из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и что их нельзя противопоставлять государственным и общественным интересам, мы не сможем эффективно защищать конкретного человека, его семейные и другие ценности. Люди должны быть уверены в том, что, живя честно, по гражданскому долгу и совести, вступая в борьбу с общественными пороками, их безопасность надежно гарантирована, что в нужный момент они найдут защиту от «наезда» влиятельного бюрократа или коррупционера, хулигана или преступника.
Однако даже все меры могут оказаться недостаточными, если одновременно с правовой реформой не будет идти борьба с ложью, необязательностью, безответственностью, с двойными стандартами жизни и поведения. Права и свободы человека, как показывает жизнь, не реализуются сами по себе даже в самых демократических странах. За права и свободы надо бороться, но бороться цивилизованно, путем обращения в компетентные органы, а при несогласии с их решениями обращаться в суд.
Процесс это сложный, порой рутинный и, к сожалению, не всегда предсказуемый. Но другого не дано.
Нельзя не видеть, что государство постоянно совершенствует свою деятельность по защите прав человека. На обеспечение открытости и гласности в работе направлено создание при всех государственных органах общественных советов. В числе которых я назвал бы этнический совет при губернаторе, Общественную палату края, экспертный совет по защите прав человека при Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае.
Принятый 2 мая 2006 года Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» завершил создание правовой основы для эффективной защиты населением своих прав и свобод. Надо иметь в виду, что правильно поставленная работа по рассмотрению обращений граждан позволит вовремя, не давая им перерасти в антагонизм, снимать противоречия между гражданином и государственным органом. Не менее важно и то, что через обращения миллионы простых людей реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством. На это же направлена продолжающаяся правовая реформа и организационная работа по очищению государственных органов и органов местного самоуправления, а также правоохранительных и судебных органов от коррупционеров и лиц, утративших моральное право на осуществление публичной деятельности.
Но наряду с государственной системой защиты прав человека в последние годы в России возникла широкая сеть правозащитных органов федерального, регионального и местного уровня, а также некоммерческих объединений и других структур гражданского общества. Правозащитная деятельность - тот общественный бумеранг, который не дает чиновникам и их руководителям расслабляться, забывать о защите прав человека. Она лучшее средство от само-успокоенности, зазнайства, переоценки сделанного. Она - двигатель совершенствования государственной деятельности, правовой реформы и постоянной заботы о людях, их правах и свободах.
9 декабря 2014 года