06:45, 3 декабря 2014 года

Депутат Иван Богачев о грядущих переменах в связи с изменением Земельного кодекса РФ

- Иван Андреевич, на ваш взгляд, в чем принципиальность и новизна нового закона?

- Действительно, земельное законодательство постоянно совершенствуется. Поэтому как на федеральном, так и на региональном уровне регулярно предпринимаются попытки приближения земельного законодательства к современным реалиям. Изменения коснулись большого количества нормативных документов. Земельный кодекс дополняется шестью новыми главами, содержащими 36 статей, при этом вносятся значительные изменения в действующие статьи. Кроме того, вносятся поправки в Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты.

Оценивая значение данного федерального закона, скажу, что он прежде всего вносит ясность в регулирование земельных отношений и облегчает процедуры предоставления и оформления земли. Часть изменений уже действует с июня этого года, а с марта следующего начнет полноценно действовать федеральный закон, предусматривающий масштабные перемены в сфере оборота земли.

Хотелось бы остановиться на наиболее важных нововведениях. Первое: акт выбора участка не нужен. Закон кардинально изменил порядок предоставления гражданам и юридическим лицам участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Теперь не будет такого требования для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования.

- Теперь эта процедура будет значительно упрощена?

- Сегодня процедура предоставления участка по акту выбора слишком обременена излишними согласованиями и тянется слишком долго, иногда до трех лет, она непрозрачна и во многом противоречива. Теперь до конца этого года местные власти должны составить так называемую публичную кадастровую карту и обозначить на ней все свободные земли с указанием возможных объектов строительства - жилых домов или предприятий. Ознакомиться с ней можно будет на официальном сайте муниципалитета. Выбрав интересующий участок, граждане или предприниматели смогут подать в муниципалитет заявление с требованием выставить землю на продажу. В качестве начальной аукционной цены используется кадастровая стоимость.

- На ваш взгляд, почему отпала необходимость в подготовке и согласовании актов выбора участков?

- Я думаю, основной причиной является завершение в этом году срока действия утвержденных правил землепользования и застройки по всей территории страны. Теперь вопрос о том, какой объект и с какими параметрами можно построить, уже не будет предметом переговоров. Это должно быть определено в градостроительном регламенте. Соответственно, теперь по новому закону порядок предоставления участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки.

- А если участок не сформирован?

- Если на руках нет утвержденного проекта межевания территории, заявитель за свой счет разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую власти должны согласовать в течение 30 дней. Это норма нового закона.

Второй важнейший аспект новшества - земля без аукционов. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, можно будет арендовать по общему правилу только по результатам аукциона. Вместе с тем предусмотрены случаи, когда договор аренды участка из публичных земель заключается без проведения торгов. К примеру, участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства арендатору, который надлежащим образом использовал такой надел при условии, что заявление о заключении нового договора аренды подано до дня истечения срока действия прежнего.

Также предоставлена возможность получения земли для некоторых категорий населения без аукционов. Касается это прежде всего льготников, нуждающихся в наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Это учителя, врачи, агрономы, ветеринары и другие, которых не хватает сегодня на селе. По новому закону льготники смогут получать участки в безвозмездное пользование, а по истечении 6 лет - в собственность. Перечень таких территорий и категорий населения, определенных профессий будет устанавливаться отдельно региональным законодательством. В обсуждаемом сейчас новом законе он не прописан.

Получить землю, минуя аукцион, смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты - дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия.

- А какая судьба в новом законе ждет дачные участки? Этот вопрос сегодня волнует многих жителей края.

- Введенные поправки в Земельный кодекс позволяют теперь оформить в свою собственность садовые земельные участки независимо от того, когда люди стали членами садового товарищества или кооператива, даже те, что были куплены в 2000-е годы, так сказать, без документов, по садовой книжке. Ведь многие участки оказались вне действия так называемой «дачной амнистии», распространившей свои блага только на наделы, предоставленные до 2001 года. Иными словами, жители края, владеющие участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур по их оформлению в собственность. Для этого нужно заручиться решением общего собрания садового товарищества и с ним обратиться в орган местного само-управления. Такой порядок действует до конца 2020 года.

Еще один важный момент закона - изъятие участков. Неиспользуемые в течение трех лет будут изыматься. Такая норма была принята ранее, но в поправках уточнена процедура изъятия. Орган местного самоуправления может лишить гражданина прав на неиспользуемый надел через суд, а в некоторых случаях и без него.

Отныне определена и процедура добровольного отказа от земли, если нет желания или возможности ее обрабатывать. Если участок находится в пользовании, в случае отказа от него необходимо написать заявление в орган местного самоуправления, а если в собственности, то в Росреестр.

Закон уделил внимание и острой проблеме с долгостроями. Допускается принудительное отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. По истечении его срока муниципалитет получает право продать незавершенный объект вместе с участком с публичных торгов. Такой порядок должен быть установлен Правительством РФ.

Одно из основных нововведений - возможность обмена земли государственной или муниципальной собственности на участок, находящийся в частных руках. Это возможно, если он изымается для государственных или муниципальных нужд, либо в том случае, когда согласно проектам планировки и межевания территории частная земля предназначена для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, или если на ней соответствующие объекты уже расположены.

Закон вносит изменения и в перераспределение участков. Новой главой Земельного кодекса РФ предусматриваются случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой. Оно допускается в том случае, если все перераспределяемые наделы не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц и предоставлены на одном виде права одному и тому же органу власти. В этом случае «передел» осуществляется на основании решения соответствующего органа власти.

Еще одно направление - безвозмездная передача участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную или в собственность субъектов РФ.

- Одна из злободневных тем, с которыми сегодня сталкиваются в том числе сельхозпроизводители, - распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Время от времени возникают определенные трудности по этому поводу. Насколько эта ситуация в целом актуальна для всего Ставрополья?

- Скажу, что таких земель в крае достаточно много: 143 тысячи гектаров в черте поселений и порядка 1,3 миллиона гектаров - это участки сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения. До 1 июля 2006 года распоряжение ими осуществлялось органами местного само-управления в пределах их полномочий. А потом законодательные изменения существенно ограничили муниципалитеты поселений в этом праве и передали в районы. Депутатами изучена правоприменительная практика данного закона, и анализ показал, что в крае нет единства в регулировании этого вопроса. Каждый муниципалитет тянет одеяло на себя. Соответствующие правоотношения должны регулироваться законами субъектов Российской Федерации. Однако эти полномочия долго рассматривались на федеральном уровне и до сегодняшнего дня не нашли разрешения.

Согласно поправкам в новый закон, если утверждены правила землепользования и застройки территории, то такое поселение может распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. В противном случае эти полномочия реализуют муниципальные районы.

В то же время в настоящее время в Государственной Думе РФ на рассмотрении находится проект федерального закона, предусматривающий наделение органов местного само-управления муниципальных районов полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Он включен в декабрьский план. Я полагаю, что этот проект пройдет, так как уже приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие зачисление в казну муниципальных районов доходов от передачи в аренду или продажи участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений. В такой ситуации им нет смысла распоряжаться данной землей.

- Иван Андреевич, а какие законопроекты, касающиеся оборота земли, предстоит рассмотреть в ближайшее время депутатам-аграрникам Думы Ставропольского края?

- В настоящее время в нашем комитете в стадии подготовки находится законопроект, который предусматривает внесение изменений в наш базовый земельный Закон «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» в связи с принятием федерального, о котором мы с вами сегодня уже много говорили.

Федеральный закон обязал субъекты установить порядки предоставления жителям края, имеющим право на бесплатное получение участков, постановки и снятия с учета, их предельные размеры. В том числе из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам для агропроизводства. Будут определены категории работников, имеющих право на получение земли на праве безвозмездного срочного пользования и служебных наделов. Будет прописана и выкупная цена наделов из земель сельхозназначения, расположенных в границах населенного пункта. Предстоит решить и ряд других вопросов, над которыми мы сейчас работаем. Я полагаю, принятый краевой закон в первом чтении будет опубликован в средствах массовой информации, так что все желающие его смогут обсудить и сделать для себя определенные выводы.

«Грядут масштабные перемены в обороте земли»
Газета «Ставропольская правда»
3 декабря 2014 года