«Ставрополье – родина слонов» – это необычное утверждение с подачи «Ставропольской правды» закрепилось в музейно-краеведческом обиходе после того, как в 2007 году в нашем крае были найдены останки ископаемого южного слона, второго по счету на Ставрополье и пятого из числа обнаруженных на планете. Сенсация тогда обошла весь мир.

Вторую, не менее значительную в своем роде находку можно отнести к области культурной археологии (назовем ее так). Авторство открытия принадлежит доктору филологических наук, профессору Северо-Кавказского федерального университета, члену Союза российских писателей Вячеславу Головко. С присущей ему энергией и последовательностью Вячеслав Михайлович вызволил на свет из-под гнета забвения имя Якова Васильевича Абрамова, нашего выдающегося земляка, Гражданина с большой буквы, истинного подвижника слова и дела.

Факт обнаружения «мамонта» из области человеческого духа в культурном слое вековой давности на ставропольской земле, прямо скажем, не породил такой сенсации, как находка еще одного слона. Однако благодаря целенаправленным многолетним усилиям исследователя богатое духовное наследие Я. Абрамова как писателя, публициста, общественного деятеля постепенно восстанавливается в полном объеме и обретает вторую жизнь в контексте современной культуры и общественной мысли. Подтверждение тому – Шестые Абрамовские научные чтения.

Почему именно сегодня имя Я. Абрамова вышло из тьмы забвения? В каждой видимой случайности присутствует причинная закономерность. Так обстоит дело и в этом случае.

Нелегкая судьба выпала Якову Абрамову. Как теоретика общественного движения и практика, стремившегося к улучшению бедственного положения народа в пореформенной самодержавной России, его критиковали и марксисты, и народники, связав с его деятельностью и общественно-политическими воззрениями уничижительный термин «абрамовщина». Все дело в том, что Абрамов отрицал насильственные действия, неизбежные в революции, он был сторонником постепенного прогрессивного развития всех сторон общественной, народной жизни, начиная с элементарного улучшения бытовых условий и кончая государственным устройством и законотворчеством. Преобразования, по убеждению Абрамова, должны вершиться на основе глубокого исследования и познания потребностей трудового народа. В практике Абрамова инструментом познания и одновременно воздействия на умы современников стало его талантливое слово художника и публициста, увлекшего на путь служения прогрессивным идеям передовую мыслящую и деятельную интеллигенцию, неравнодушную к судьбам народа.

Нынешняя эпоха во многом сходна с той, в которую жил и действовал Я. Абрамов, когда, по словам Л. Толстого, «все переворотилось и только укладывалось». Но теперь уже исторический опыт, приобретенный буквально кровью и потом нескольких поколений наших соотечественников, подтверждает истинность воззрений Абрамова: не революционные потрясения основ народной жизни благодатны для нее, но путь эволюционного развития. Вот почему труды Я. Абрамова звучат сегодня весьма современно. Та страстность, с которой он отстаивает гуманистические идеалы, так нужна нынешнему времени. Истинно, «как колокол на башне вечевой», они способны разбудить и направить в нужное русло общественную мысль, подтолкнуть к практическому действию тех, кто желает своим трудом приносить конкретную пользу людям, обществу, государству.

Примечательно, что нынешние Абрамовские чтения прошли в рамках научной конференции «Яков Абрамов глазами молодых». Разработчиками докладов стали студенты 4 курса гуманитарного института СКФУ, аспирант кафедры истории и теории журналистики Людмила Мельник, археограф Государственного архива Ставропольского края, магистрант программы «Педагогическое образование» СКФУ Иван Сипко.

Обращая пристальное внимание молодых на такую масштабную личность, как Я. Абрамов, понятно же, В. Головко преследует попутно и педагогические цели: исподволь, ненавязчиво преподносит им едва ли не самую важную из всех гуманитарных наук – науку быть гражданином. И потому, сколько бы ни было впереди Абрамовских чтений, вовлечение в них все новых исследователей и слушателей явится благотворным фактором формирования их гражданского самосознания.

И еще одна мысль, настойчиво требуя своего выхода, посетила меня в ходе конференции. Она напрямую связана с современной нам ставропольской литературой. Следует ли нам дожидаться, когда травой забвения порастет то, что создано в литературе нашими земляками? Чтобы через многие десятилетия кто-то, погрузившись из любопытства в культурный слой прежних эпох, случайно наткнулся на изумруды слов. Примерно так, как это звучит в строках стихотворения Андрея Губина (которого мы, не ведающие о его поэтическом творчестве, воспринимаем исключительно как прозаика, автора широко известного романа «Молоко волчицы»):

Я из тех, кого не знают

Ни при жизни,

Ни потом.

Я из тех, кого узнают,

Когда станут рушить дом...

Конечно, только бескомпромиссный и никогда не ошибающийся судья – Время – может дать истинную оценку созданного писателем. Однако, для того чтобы было о чем судить, что оценивать, надо позаботиться о сохранности нашего литературного достояния, которое в нынешних условиях оказалось попросту «бесхозным», вроде как никому не нужным.

…На днях в Литературный центр зашел писатель и известный в крае издатель Виктор Кустов и поделился своей радостью. Долгое время его занимает идея продолжить издание серии книг «Библиотека ставропольских писателей для школьников», осуществленное некогда ныне покойным Витиславом Ходаревым, бывшим руководителем краевого отделения Союза писателей России. И вот сегодня как будто бы во властных кабинетах удалось добиться согласия на финансирование нового издания серии «Библиотеки для школьников». В свое время осуществление подобного проекта, включившего творчество более двух десятков ставропольских писателей, прозаиков и поэтов, стало делом поистине коллективным. Под началом В. Ходарева целая группа писателей трудилась в качестве составителей книг, авторов предисловий к ним. Ныне из того состава «иных уж нет, а те далече». Сложность подготовки к печати книг означенной серии, на мой взгляд, будет заключаться в подборе энтузиастов от литературного дела, которые, имея необходимые знания и художественный опыт, могли бы взять на себя труд профессионально грамотного формирования содержания, подготовить добротные мини-исследования жизни и творчества того или иного автора.

К масштабному делу, которое я условно назвала культурной археологией, необходимо привлечь все наличные в крае литературоведческие силы, поискав их на соответствующих кафедрах Северо-Кавказского федерального университета, Ставропольского филиала Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Пятигорского государственного лингвистического университета. За примером же самоотверженного служения делу сохранения духовных ценностей не надо далеко ходить – достаточно обратиться к опыту инициатора Абрамовских чтений, автора глубоких исследований, посвященных творчеству Марины Цветаевой, Виктора Бокова… Это все тот же профессор В. Головко, автор книги «Далекие и близкие», в которой в свете критериев художественности рассматриваются проблемы творческой индивидуальности писателей, вошедших в историю мировой литературы. В книгу Вячеслав Михайлович включил и исследования, посвященные современным ставропольским писателям. Творчеству поэта Витислава Ходарева посвящена замечательная аналитическая статья «Дороги моей судьбы – дороги моей России». В статье «Загадки судьбы и ставропольской литературы» В. Головко пишет: «Печальная закономерность времени: настоящая литература издается ничтожными тиражами. Складываем, словно в копилку, истинные ценности в надежде на востребованность в неопределенном будущем».

Точнее не скажешь о самой острой проблеме современной литературы. Но будет еще хуже, если «копилка» вовсе опустеет. Так постараемся все вместе не допустить этого. Пусть будущий, 2015 год, объявленный в нашей стране указом Президента РФ Годом литературы, принесет свои полновесные плоды.

Культурная археология на «родине слонов» / Газета «Ставропольская правда» / 19 ноября 2014 г.