Сотрудники уголовно-исполнительной системы Ставрополья отмечают день отдела специального назначения «Рубеж»
- Николай, вы принимали участие в боевых действиях в Чеченской Республике в 90-х годах прошлого века. Как вы попали на войну?
- В декабре 1994 года меня призвали на срочную службу в армию. И так получилось, что годы службы совпали со временем начала первой чеченской войны. В одной из схваток с боевиками я потерял друга. Это случилось, когда боевики укрепились в поселке Первомайском. Наши позиции были вблизи лесного массива, комбат предупредил, что, скорее всего, ночью будет прорыв через наше расположение. Так оно и случилось. В три утра началась перестрелка. В темноте было не разобрать, сколько человек нас атакуют. Нас было около 40, а их, как выяснилось позже, более 300 человек. Поступила команда отступать. При отходе нас «догнал» взрыв. Мой товарищ, земляк из Ставрополя, Александр Коленкин погиб на месте, а меня ранило в плечо. В потемках казалось, что он просто ранен и я могу спасти его, но увы. Он погиб в 19 лет.
- О чем думаешь во время боя?
- В эти моменты вспоминаешь абсолютно все, чему тебя учили: как бегать и прыгать, и стрелять, и все на свете пролетает перед глазами, а голова начинает работать так, как ни один компьютерный процессор не работает. Мышление ускоренное. А когда рядом погибают друзья, начинаешь понимать высокую цену жизни.
- Кроме воспоминаний у вас ведь осталась и награда?
- Да, в июне 1996 года, уже перед дембелем, я был награжден орденом Мужества. Он для меня - что-то святое.
- Вы поддерживаете связь с товарищами по оружию, с теми, кто воевал с вами в Чечне?
- Да, конечно. Мы ежегодно встречаемся и ходим на могилу к Сашке. Столько лет прошло, но мы помним его как веселого, шустрого парня, у которого все только начиналось.
- После службы в армии вы сразу пришли работать в уголовно-исполнительную систему?
- Почти. Сразу после службы я искал работу. Дома, в Апанасенковском районе, ничего не нашел. Приехал в Ставрополь и волею судьбы попал в спецназ УИС. С апреля 1997 года я здесь и ни капли не жалею, начинал старшим сержантом, сейчас уже майор.
- От службы к службе получается. А для семьи время нашлось?
- Конечно (улыбается). В тылу и супруга, и три прекрасные дочери.
14 ноября 2014 года