На Ставрополье уже год в подвешенном состоянии остается вопрос о пригородном железнодорожном сообщении. Власти и перевозчик никак не могут прийти к компромиссу, следствием чего в 2014 году стала отмена в крае более половины пар электричек. Сейчас из 44 функционирует лишь 21 пара.

Игорь Васильев, министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края

Игорь Васильев, министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края

© Фото пресс-службы губернатора СК

Электричка

Электричка

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

У каждой стороны, как обычно, своя правда. Так, буквально на днях пресс-служба ОАО «РЖД» обнародовала сообщение, где отмечается, что сокращение пригородных поездов в нашей стране началось еще с 2012 года. Причем в этом году самое большое число электричек потерял как раз Ставропольский край, которому ранее удавалось сохранять стабильность в маршрутах и расписании поездов.

«Проблемы пригородных перевозок – тема чрезвычайно наболевшая, если учесть, что за последний год по регионам России в общей сложности сокращено несколько сотен электропоездов, – цитирует пресс-служба президента железнодорожного монополиста Владимира Якунина. – Все претензии по привычке адресуются к ОАО «РЖД», тогда как ответственность за стабильное функционирование этого сегмента железнодорожного транспорта в большей степени несут власти субъектов Российской Федерации, которые устанавливают тариф и являются заказчиками на объем перевозок в своих регионах».

Железнодорожники объясняют сложившуюся во многих территориях ситуацию банальной нехваткой средств: пассажирские пригородные перевозки убыточны, а региональные бюджеты отказываются в полной мере восполнять потери. «Так, 21 регион не обеспечивает и 50% компенсации потерь в доходах от пригородных перево-зок железнодорожным транспортом, а три субъекта РФ – Ставропольский край, Вологодская и Ленинградская области – вообще не предусмотрели субсидий на пригородные железнодорожные перевозки», – говорится в том же сообщении.

Такую жесткую позицию нашего региона вчера объяснил журналистам министр дорожного хозяйства и транспорта края Игорь Васильев. Он напомнил, что региональной тарифной комиссией был установлен предельный уровень тарифа на перевозки пассажиров пригородными электричками, в итоге высшая планка достигла уровня в 18,09 рубля за одну зону. В связи с тем что стоимость проезда в электричках на Ставрополье ниже общероссийских цифр, в этом году было решено обойтись без люфтов, и тариф для населения составил столько же – 18 рублей за зону. «Таким образом, в связи с отсутствием межтарифной разницы у правительства края нет обязательств перед перевозчиком в части компенсации выпадающих доходов. Вместе с тем на компенсацию 50 процентов стоимости проезда для учащихся с Северо-Кавказской пригородной пассажирской компанией заключен договор на сумму 16,4 миллиона рублей», – подчеркнул И. Васильев.

А вот самый главный документ, где прописываются общие положения и обязанности сторон по обеспечению в крае железнодорожных перевозок, с января остается без росчерка руководства Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании. Все дело в отсутствующей строчке о компенсациях со стороны бюджета, сказал И. Васильев. Не дали результатов даже переговоры на площадке федерального Минтранса, проведенные по поручению побывавшего недавно в крае министра транспорта РФ Максима Соколова. Перевозчиком навязываются заведомо невыполнимые для края условия в части финансирования.

В итоге без согласования с правительством Ставрополья оказались фактически ликвидированы направления Минеральные Воды – Стодеревская, Бештау – Железноводск, Минеральные Воды – Невинномысск, Ставрополь – Темижбекская. Продолжилось сокращение поездов на маршруте Минеральные Воды – Кисловодск. Причем, заметил И. Васильев, железнодорожники «бьют по больным точкам», отменяя наиболее востребованные утренние и вечерние рейсы.

Тем не менее достигшая такого накала ситуация вполне может измениться, так как «правила игры» уже с января 2015 года несколько меняются. «На уровне Федерации принято решение о том, что те компании, которые не заключат договор на транспортное обслуживание с администрацией субъекта РФ, не будут получать дотации из федерального бюджета на компенсацию инфраструктурных издержек. Поэтому сегодня компания зашевелилась, и мы находимся на фазе подписания договора», – заявил И. Васильев на брифинге.

Если компромисс будет найден и необходимые бумаги подпишут обе стороны, движение электричек по пригородным направлениям в крае возобновится с 1 января 2015 года. Тариф на проезд также представит региональная тарифная комиссия. В случае если он снова будет ниже среднего по России, власти края не станут искусственно его понижать, и в таким случае, соответственно, не должен вновь возникнуть вопрос о компенсациях железнодорожникам.

На следующий год заявляются 39 пар электричек из 44, традиционно курсировавших. По словам министра, была проверена востребованность всех маршрутов, и выяснилось, что некоторыми пользуются единицы ставропольчан. При этом без сообщения населенные пункты не останутся: электрички заменены комфортабельными автобусами, стоимость проезда на которых оказалась даже ниже. В частности, нет нужды в электропоездах по направлению Бештау – Железноводск.