Мастер-классы для молодых литераторов Ставрополья в краевом Литцентре
Инициатором этих занятий выступило краевое отделение Союза российских писателей, председатель правления которого Татьяна Третьякова-Суханова – наш сегодняшний собеседник. Ее хорошо знают земляки как удивительно разностороннего, многогранно одаренного человека – прекрасного врача, талантливого поэта и художника-графика. А товарищи по литературному цеху – еще и как замечательного организатора, умного, тонкого воспитателя юной поросли талантов.
– Татьяна Константиновна, почему вы предложили внести в программу форума именно творческие мастер-классы?
- Прежде всего хочется подчеркнуть, что такое масштабное мероприятие, каким обещает стать наш форум, по-своему органично «венчает» отмечаемый Россией Год культуры. Для Ставрополья это первая попытка подобного рода, и радостная, и ответственная. Проведение форума – это серьезный информационный повод, дающий возможность краевым деятелям культуры шире заявить о себе – и презентацией книжной и иной творческой продукции, и в ходе круглых столов, встреч с прессой, и т.п. Все это в конечном счете будет способствовать и повышению общего уровня литературной «грамотности» в крае. Работа с молодежью давно является приоритетным направлением для нашего отделения. С 1997 года под эгидой СРО СРП работают четыре крупных литобъединения: «Ассонанс» в Ставрополе, «Форум» в Кисловодске, «Открытая книга» в Буденновске, им. И. Кашпурова в селе Александровском. Каждое из них уже воспитало немало творческих личностей, есть среди них и те, кто готов пополнить ряды нашего Союза. Правда, сегодня молодежь тяготеет к объединению в более неформальные группы, некие творческие клубы, как это было в начале ХХ века.
– Молодости вообще свойственно «клубиться», «тусоваться»...
- Да, но в любом случае нельзя сказать, что они существуют совершенно вне орбиты Ставропольского отделения СРП. Мы не только помним, какими они были в начале литературного пути, но и видим, как они растут, поскольку регулярно собираем их на краевые литературные семинары. Быть может, не так часто, как хотелось бы, но все же состоялось уже пять таких семинаров. Их проведение позволяет увидеть общую картину современной литературной жизни края, выделить наиболее одаренных ребят, которых впоследствии мы нередко выдвигаем для участия во всевозможных российских конкурсах. Однако нынешние мастер-классы, по моему убеждению, совершенно особое событие. Они не просто зададут новую, более высокую творческую планку, но и станут хорошей учебой для нас самих, особенно для руководителей литобъединений.
– Где и кем будут проводиться эти занятия, насколько они открыты, доступны?
- Абсолютно доступны, на них может прийти любой желающий. А площадкой избран, естественно, краевой Литературный центр. Мастер-класс прозы проведет первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко – прозаик, киносценарист, лауреат многих престижных премий, чьи произведения часто переводят за рубежом. Мастер-класс поэзии проведут Галина Умывакина, председатель Воронежского регионального отделения и секретарь правления СРП, и Виктор Пелинягра – член президиума Литфонда России и Международного литфонда, харизматичная личность, автор текстов многих песен, ставших общероссийскими хитами. Хотя сам он и не любит, когда его называют песенником…
– У этих занятий есть какая-то конкретная тема или это беседы о литературе вообще?
- Нет, здесь иной принцип. Мы подготовили работы четырех наших молодых авторов, двух поэтов и двух прозаиков, которые станут предметом детального обсуждения. Мы постарались выбрать людей, способных достойно представить ставропольскую литературу: это поэты Амиран Адамия и Александр Фоменко, прозаики Эгвина Фаталь и Ольга Погода. Двое из Михайловска, двое из Ставрополя. Их работы были заранее посланы для ознакомления в Москву, а также переданы членам наших литобъединений, которые примут участие в мастер-классах. В качестве слушателей собираются присутствовать читатели библиотек, ребята из районов края.
– Как сами «герои» мастер-классов осмелились пойти на такой публичный «разбор»?
- Для талантливой молодежи этот шаг вполне естественен, даже необходим. К тому же это все-таки уже не 17-летние юнцы, не студенты, а сформировавшиеся люди, нашедшие себя профессионально. Привлекает уже сама та высокая планка анализа на мастер-классе, о которой я говорила. Это дает мощный стимул к дальнейшей творческой самореализации, а в чем-то даже и к самопреодолению, без которого невозможен выход на качественно новый уровень.
– Татьяна Константиновна, не секрет, что есть кое-где не самые удачные примеры так называемых литобъединений, когда ими занимаются не совсем те люди, зато с большим самомнением, не понимающие, какой вред наносят своей деятельностью...
- Увы, бывают такие люди. Понятно, что они не годятся в учителя. Главное в общении с молодыми авторами – это чуткость к ним, к их собственному, оригинальному слову. Уважительное отношение необходимо для создания такого психологического климата, при котором только и возможен подлинный плодотворный диалог. Я уверена, что руководители наших литобъединений – Галина Туз, Станислав Подольский, Любовь Шубная, Владимир Бабенко, – сами будучи яркими личностями, лишены вместе с тем какого бы то ни было менторства, готовы прислушиваться к каждому, пусть даже пока и слабому, творческому голосу.
– В этом году широко отмечается большая дата – 200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова, и тут нам с вами могут сказать: а ведь Лермонтов ни в какие объединения не входил, так зачем они нужны?
- Честно говоря, мне кажется, если человек родился с явным писательским «геном», если он способен творчески, образно воспринять и отобразить в слове окружающий его мир, если есть у него к тому внутренние посылы, то и без всяких литобъединений он рано или поздно достигнет желанной цели. Задача литобъединений – не «сделать» всех писателями, а привить им культуру слова, вкус к Слову. Дальше у каждого свой путь…
– А как вы относитесь к графоманам?
- Они всегда были и будут... Нередко путают понятия писателя и человека пишущего, а это не одно и то же! Взяться за перо – это, безусловно, личное дело и право каждого человека. Но из большого числа пишущих настоящим писателем становится лишь тот, кто смог в своем творчестве создать индивидуальный, неповторимый мир. Именно эти убедительность и острота личного опыта, личной интонации, личного переживания придают произведению искусства общечеловеческую значимость, делают его востребованным. Сегодня же наплыву графоманов способствует уже сама легкость, с которой можно издать собственную книгу, растиражировать себя в Интернете. Конечно, это тенденция опасная, поскольку она в конечном счете портит читательский вкус, «смазывает» критерии настоящей литературы… А так важно, чтобы молодые люди стали для начала хорошими читателями, важно воспитать у них чуткий и взыскательный слух, который впоследствии поможет не только правильно ориентироваться в литературном процессе, но и шире – критически, ответственно – относиться к жизни.
– На днях открывается ваша новая персональная выставка в краевом музее изобразительных искусств, при содействии которого также вышел прекрасный альбом графики «Балет»... Как и все ваше творчество, совершенно оригинальный, вызывающий первым вопрос: откуда вдруг тема балета?
- Тема эта идет из детства. Именно балет, по сути, был для меня первым опытом установления творческой связи с миром. Я несколько лет серьезно занималась в балетной студии, пока дорогу эту для меня не закрыла тяжелая болезнь. Именно после нее уже в подростковом возрасте начались стихи, а еще позднее и изобразительное творчество. Можно сказать, что графические листы «Балета» – это попытка вернуться к истокам, снова прочувствовать восхитительную энергию движения, полета, свободы, но воплотить ее теперь уже в линии. «Балет» – это третий мой альбом, выпущенный изомузеем, за что я бесконечно признательна его директору Зое Александровне Белой. На выставке же представлены работы разных лет. Есть серии, скорее, философские: «Лики», «Приход, ваяние, уход», «Египетский цикл», есть работы, которые я сама для себя определяю как «детские»: «Прогулки Дон Кихота», «Дитя фараона», «Мур-музыка»… Работы выполнены в смешанной технике: цветные мелки, пастель, уголь, карандаш.
– Знаю, что к «Балету» уже проявили интерес ряд зарубежных кураторов, пригласив вас к участию в выставках и конкурсах…
- Это радует еще и потому, что в искусстве не так легко находить единомышленников. Моя поэзия ведь тоже стоит особняком. Но этого не надо бояться, нельзя изменять собственному пути. Эту истину мы стараемся донести и до наших юных учеников.
1 ноября 2014 года