Почему природный газ – это безопасное топливо для автомобиля?
История вопроса
Есть две разновидности газомоторного топлива – пропан и сжатый природный газ (метан). Пропан-бутан в качестве горючего начал использоваться намного раньше метана. Будучи продуктом нефтепереработки, его распространение шло параллельно развитию бензинового рынка.
Настоящая метаномания в мире началась 10 лет назад. Природный газ – самое экономичное, экологичное и безопасное горючее из всех распространенных. Он в 1,5-2 раза дешевле бензина и дизеля. Средняя цена по России составляет 9-15 рублей за кубометр. Кроме того, газ минимизирует негативное воздействие автомобилей на окружающую среду. Сегодня правительства многих стран, в том числе России, активно стимулируют потребителя к переходу на природный газ. Автопроизводители переориентировали производства, выводя на рынок все новые «газовые» модели. Резкий разворот промышленности сыграл злую шутку с потребителем. Автолюбители начали путать или приравнивать по свойствам и характеристикам привычный пропан-бутан и новичка рынка - природный газ.
Такой разный газ
Пропан, или сжиженный углеводородный газ, производится из попутного нефтяного газа (газа, который растворен в нефти). В качестве горючего используется вместе с бутаном. Метан – чистый природный газ, добываемый независимо от нефти. В качестве горючего используется в чистом виде. Перед закачкой в газовый баллон его лишь очищают от сторонних примесей, осушают и сжимают. Именно поэтому его и называют самым чистым моторным топливом. Ключевая разница в использовании газового топлива - их агрегатные состояния. Метан применяется в газообразном виде, пропан-бутановая смесь в жидком.
Миф и реальность
Разница в агрегатных состояниях двух видов газомоторного топлива непосредственно влияет на безопасность их эксплуатации. Пропан-бутан тяжелее воздуха и в случае аварийного разлива действительно может скапливаться и образовывать взрывоопасную концентрацию с воздухом. Природный газ легче воздуха, при утечке он улетучивается, бесследно растворяясь в атмосфере. Как и бытовой газ, скопиться во взрывоопасной концентрации он может только в замкнутом пространстве. Впрочем, от этого не застрахован ни один автомобиль, стоящий, например, в гараже. И не важно, какой вид топлива используется: природный газ, пропан-бутан или бензин. К слову, диапазон пожароопасных концентраций метана находится в пределах 4,0-15,0% объема. Для сравнения: у паров бензина — 1,4-7,4%, у пропан-бутановой смеси — в пределах 1,8-8,6%, у паров дизельного топлива — 1,1-8,0%. Таким образом, у природного газа самый высокий нижний предел пожароопасной концентрации.
Баллоны для сжатого природного газа обеспечивают дополнительный запас безопасности. Резервуары изготавливаются с толщиной стенок, выдерживающей давление в 200 атмосфер. То есть даже при очень серьезной аварии взрыв не произойдет, у баллона есть высокий запас прочности. Изготовитель предусматривает любую возможность чрезвычайной ситуации - арматура баллона снабжена автоматическим устройством обеспечения безопасности: специальный мультиклапан моментально прекращает подачу газа в двигатель.
При производстве баллоны проходят целую серию испытаний на устойчивость к разрушению при падении с высоты, простреле из огнестрельного оружия, воздействии экстремальных температур, открытого пламени и кислоты. Таким образом, производитель гарантирует безопасность использования природного газа в качестве топлива. Сегодня мировой парк автомобилей на природном газе насчитывает более 20 миллионов единиц. Большую популярность этот экологичный и недорогой вид моторного топлива приобрел в Европе. На территории Италии действует более 1000 станций по заправке природным газом. В это же время в России, которая обладает крупнейшими запасами этого «готового» автомобильного топлива, газовых АЗС всего 250. Однако есть уверенность, что с правительственной программой по газификации отечественного транспорта и планами «Газпрома» по строительству масштабной сети газозаправочных станций по всей России природный газ в скором времени станет так же доступен рядовым потребителям, как бензин или дизель.
25 октября 2014 года