Ирина Кувалдина о развитии дошкольного образования в Ставропольском крае
- Расширением сети детских садов на Ставрополье правительство края озаботилось еще в 2008 году. Анализ ситуации показал, что более двухсот дошкольных учреждений к тому времени просто перестали существовать, были закрыты или перепрофилированы. В основном речь идет о ведомственных учреждениях; организации и предприятия, которым они принадлежали, не согласились передать их на баланс муниципальных администраций. Справедливости ради надо отметить, что в число этих дошкольных учреждений входили, например, летние площадки, которые создавались в колхозах на время уборки и тоже именовались детскими садами. Таких небольших колхозных детских учреждений, не отвечавших санитарным нормам, среди закрытых было большинство.
Очередь же в детские сады на тот момент составляла более 40 тысяч ребятишек. И мы стали предпринимать меры, чтобы ее разгрузить.
Так, удалось договориться с рядом крупных предприятий о передаче принадлежавших им дошкольных учреждений муниципалитетам. Ответственно подошли к этому вопросу, например, наши газовики, которые все свои детские сады отдали в муниципальную собственность, причем в прекрасном состоянии и со всем оборудованием.
Начиная с 2009 г. дополнительные места для дошкольников создавались в рамках поэтапной краевой программы – за счет перепрофилирования и проведения капитальных ремонтов зданий, а также за счет строительства и реконструкции. Мы занимались пристройками, надстраивали верхние этажи зданий детсадов, что позволило значительно удешевить стоимость вводимого места. Сравните: построить новый детский сад на 100 мест стоит 100 млн рублей. А пристройка на те же 100 мест обходится в 30-40 млн рублей. При этом возводится она по современному типовому проекту, что позволяет выдержать все санитарные нормы, создать для малышей комфортную развивающую среду.
Но главный прорыв был совершен, когда Президентом, Правительством Российской Федерации перед нами была поставлена задача к 2016 г. обеспечить местами в ДОУ – дошкольных образовательных учреждениях – всех нуждающихся в этом детей в возрасте от трех до семи лет.
Финансирование на эти цели из федерального бюджета в совокупности с краевыми средствами позволило нам заложить большой задел. В конкретных цифрах это 21 новый детский сад на 3990 мест. Их строительство и комплектование сейчас завершаются, часть уже введена в строй. (Федеральный бюджет выделил на строительство 1304753,2 тыс. рублей, краевой – 1150586,68 тыс. рублей).
В 2013 г. в Ставропольском крае создано 5027 мест для детей дошкольного возраста. Из них 3512 мест за счет проведения капитальных ремонтов в дошкольных образовательных учреждениях; 580 мест за счет приобретения зданий; 935 мест за счет строительства и реконструкции.
До конца 2014 г. мы закладываем еще 13 новых дошкольных образовательных учреждений на 2250 мест (федеральное финансирование – 784384,6 тыс. рублей). В строй они вступят в 2015-м. В настоящий момент идут различные конкурсные процедуры.
Тем не менее проблемы пока остаются. В частности, в Ставрополе, в Шпаковском районе. Здесь много молодежи, создаются семьи, рождаются дети. Идет большое жилищное строительство. Это замечательно. Прекрасно, что впервые за много лет рождаемость на Ставрополье превысила смертность! И есть надежда, что тенденция сохранится.
Но когда жилье строится, а соответствующая инфраструктура – детские сады, школы – запаздывает, это создает немалые трудности.
Вместе с тем в крае есть и вполне благополучные в этом отношении территории. Например, Александровский, Арзгирский, Новоалександровский, другие районы, где очень много сделано, чтобы закрыть или значительно уменьшить очередь в ДОУ. (Многое здесь, конечно, зависит от инициативы глав районных администраций).
Когда мы принимали беженцев с юго-востока Украины, то рекомендовали им населенные пункты, где их дети сразу могли пойти в детский сад...
– Мы сейчас говорим о проблеме малышей от трех до семи лет. Но, учитывая, что молодые мамы нынче стремятся побыстрее выйти на работу, возникает еще и проблема детей до трех лет. Раньше их называли ясельными. Ребенка в этом возрасте устроить в ДОУ не трудно, а очень трудно...
– Действительно, по Указу Президента РФ необходимо, как уже было сказано, до 2016 г. обеспечить местами в детских садах дошкольников начиная с трех лет. Решить вопрос для более младших детишек только через государственные ДОУ в настоящий момент не получится. Мы ищем другие варианты: пытаемся привлечь к созданию дошкольных учреждений бизнес, организовать государственно-частное партнерство. Процесс пока идет сложно. Но ведь не обязательно строить новое здание под ясли. Можно создавать небольшие группы в сельском доме, городской квартире. Закон «Об образовании в РФ» говорит, что государственное и негосударственное дошкольное учреждение финансируются одинаково, по одним и тем же нормативам получают средства на занятие образовательной деятельностью. Мы готовы идти навстречу предпринимателям, которые захотят организовать такие группы. Примеры этого есть, но их, к сожалению, немного.
– Ирина Владимировна, как вам кажется, с чем связано сегодняшнее повышение рождаемости? Это влияние того, что государство стало выплачивать материнский капитал? Или довольно долгий период стабильности сказывается?
– И то, и другое. Но не только. Обозначилась новая тенденция: рожают женщины «за сорок» – второго, третьего ребенка. Думается, люди стали все больше осознавать семью как ценность, ее создание как следование народным, культурным традициям. Это желание сохранить себя как народ, оставить свой след на земле. Мы же видим, что происходит с Европой, которая отказывается от своих традиций, ломает свои ценности, в том числе семейные.
– Да, на днях полмиллиона французов вышли на демонстрацию в Париже. Протестовали против того, чтобы у детей в свидетельстве о рождении вместо «отец» и «мать» стояло «родитель № 1» и «родитель № 2»...
Хотелось бы поговорить еще вот о чем. В новом федеральном законе об образовании услуги, оказываемые ДОУ, подразделяются на присмотр, уход и собственно образовательные. С присмотром и уходом все понятно: если ребенок не посещает детское учреждение, присмотрят за ним дома, в семье. А вот кто даст ему дошкольное образование, необходимое для дальнейшей учебы в школе?
– Авторитетно заявляю, что правительство Ставропольского края неукоснительно выполняет свои функции по обеспечению для каждого ребенка возможности получить дошкольное образование.
Кто-то получает его в муниципальном детском саду с полным пребыванием, кто-то посещает группу кратковременного пребывания, кто-то – негосударственное образовательное учреждение. Курсы подготовки в первый класс работают в каждой школе.
Некоторые родители, правда, с предубеждением относятся к группам кратковременного пребывания, считают, что раз нет места в детском саду с полным днем, то и незачем водить туда ребенка. Подумаешь-де, образование!
Но там ведь не только непосредственная подготовка к школе идет. Ребенок получает навыки социализации, адаптации в коллективе! Это очень важно.
– Но тогда почему многие родители водят детей в различные платные образовательные группы, малышовые школы и школки? В народе их зовут «развивайки». В выходные ездят, после работы. А в бесплатные, получается, не хотят?
– Да, «развивайки» сегодня востребованы. Это различные студии – театральные, музыкальные, изобразительного искусства и т. д. Хорошо, что дети рисуют и занимаются хореографией. Но развивающие студии не оказывают образовательных услуг. Как правило, не проходят лицензирования.
Что касается платного-бесплатного, то есть и такой парадокс: иногда то, что предоставляется на безвозмездной основе, кажется людям некачественным.
Вспоминаю одну удивительную ситуацию, с которой столкнулась в бытность свою директором школы. Мы оказывали бесплатные услуги по подготовке дошкольников в первый класс – и не могли набрать детей в группу. В то же время соседнее негосударственное образовательное учреждение делало это на платной основе – и проблем с набором там не было.
Мы с коллегами долго сопротивлялись, но все же решили также открыть платную группу, включив в услуги занятия по хореографии и работу психолога. И родители привели к нам детей.
Не исключаю, что определенную роль играет мода на те или иные виды деятельности. Модно водить малышей в студии развития. Я слышала, как одна молодая мама с гордостью говорила: наш ребенок занимается в студии с шести месяцев... Прекрасно! Если там работают с детьми профессионалы. Но начинаешь спрашивать: чем в этой «развивайке» ваши дети занимаются, в чем заключается процесс развития? Не всегда родители могут ответить.
Конечно, перед поступлением сына или дочери в школу большинство родителей волнуется. Некоторые воображают себе всякие страшилки: как он пойдет в первый класс, не умея считать до ста! Или читать на скорость!..
Поэтому я всегда говорю: идите в школу, поговорите с педагогом, который будет учить вашего первоклассника. И даже если ваш ребенок посещает детский сад с полным пребыванием, если вы водите его в развивающую студию, все равно отдайте его на курсы подготовки в школу, где он будет учиться. Вы сможете избежать многих сложностей.
Например, увидите, как взаимодействует учитель с вашим ребенком. Если таковое не получается, можно поменять группу подготовки. Это же не школьный класс потом менять...
– Возвращаясь к дошкольному образованию, не могу не спросить о кадрах воспитателей. Одно время их сильно не хватало. Изменилось ли что-то после повышения зарплаты педагогам в ДОУ?
– Зарплату повысили и воспитателям в детских садах, и учителям в школах. Средний заработок воспитателей теперь более 19 тысяч рублей. (А было пять тысяч).
Конечно, ситуация в связи с этим изменилась. На работу в ДОУ пришло много молодежи. Вернулись те, кто уходил в другие отрасли. Старшее поколение воспитателей сейчас не спешит на пенсию по выслуге лет. Это сочетание опыта с энергией молодости очень ценно.
Что касается подготовки работников дошкольного образования, то их с успехом выпускает Ставропольский государственный педагогический институт и его филиалы. Будущие воспитатели получают там серьезную подготовку по психологии, что очень востребовано сейчас.
– Должны ли родители помогать детсаду, который посещает их ребенок? И если да, то в какой мере, по-вашему?
– Знаете, вопрос, как и в чем помогать.
К сожалению, полностью обеспечить ДОУ современным оборудованием, развивающими играми мы сегодня не можем. Приобрести их в счет текущего финансирования нереально. Между тем для детей это очень важно. О чем свидетельствует опыт федеральных стажировочных площадок при Ставропольском краевом институте развития образования, действующих в крае на базе ряда детских садов. Туда интерактивное оборудование, современные образовательные ресурсы поступили по проекту. Воспитанники этих ДОУ развиваются опережающими темпами.
Если родители хотят, чтобы у их детей были подобные возможности, и окажут в этом помощь, то помогут не только детсаду, но и самим себе. Развивающие игры, книги – то, в чем ДОУ сегодня нуждаются. Утеплить окна к зиме, помочь сделать косметический ремонт в группе – тоже ведь для своих собственных детей.
Я бабушка двух внучек, и их родители во всем этом участвуют. Весной сын с невесткой работали на благоустройстве территории детского сада, красили павильон. Это нормально и всегда было...
11 октября 2014 года