Государственный атомнадзор России и атомная лицензия: условия получения разрешения на выполнения деятельности в атомной отрасли
Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также государственный атомнадзор обязывает всех физических и юридических лиц, реализующих коммерческую или некоммерческую деятельность в области ядерной промышленности, получать такой рд, как атомная лицензия.
Это официальное разрешение государства на законную реализацию любых видов работ, связанных с ядерной энергией и опасными радиационными веществами, в законном ключе. Наличие атомной лицензии у предприятия – это залог его коммерческой успешности и гарантия безопасности его персонала, жизнедеятельности населения прилегающих районов, а также окружающей среды.
Получить лицензию на осуществление деятельности в сфере, связанной с атомной энергией, соискатели могут в территориальных или государственных отделениях государственной службы атомнадзора. Согласно вышеупомянутому законопроекту, функции атомного надзора на территории России выполняет Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору – Ростехнадзор, а также Государственная корпорация по атомному надзору (Росатом или Минатом). Выбор госрегулятора зависит от сферы деятельности.
Лицензия Росатома необходима компаниям, планирующим работать на радиационно-опасных объектах ядерно-оружейного комплекса, лицензия Ростехнадзора - работы на объектах использования атомной энергии гражданского назначения.
Атомная лицензия выдается раз в пять лет на основе предоставленного заявления, требуемого, согласно действующему законодательству РФ пакета документов, заключения экспертизы ядерной безопасности и квитанции об оплате госпошлины. В среднем на проведение всех этих этапов лицензирования требуется от 35 до 45 дней, хотя бывают и исключения. Так, в случае получения негативного заключения экспертизы ядерной безопасности, при выявлении на предприятии-лицензиате несоответствий основным требованием атомного надзора, о получении лицензии ГАН можно забыть до полной ликвидации последних.
В рамках государственного атомного надзора регулярно меняется законодательная база и требования к участникам отрасли. Это объясняет низкий процент лицензиатов, успешно подготовивших предприятие к экспертизе ядерной безопасности, а соответственно, получивших лицензию с первой попытки. В большинстве случаев проверки и аналитические исследования материально-технической, нормативно-правовой и других баз предприятия выявляют погрешности, препятствующие лицензированию. Подобные обстоятельства вынуждают часть компаний отказаться от своих планов реализовать коммерческую деятельность в атомной отрасли. Такое решение обусловлено отсутствием дополнительных знаний, предлагающих возможность воспользоваться услугами профильного консалтинга.
Сегодня на территории РФ существует огромное количество предприятий, специализирующихся на проведении подготовки к непосредственно самой экспертизе ядерной безопасности. С их помощью процесс получения лицензии атомнадзора полностью исключит негативные моменты, в результате чего предприятие в течение первого месяца после начала процедуры лицензирования сможет приступить к реализации поставленных задач.