Дети с ограниченными возможностями получили право учиться в обычных школах
В этом не было бы ничего необыкновенного, если бы ученица СОШ № 30 г. Михайловска Маша Г. была обычной школьницей. Но она ребенок особенный, с чертами аутизма. То, что наравне со здоровыми детьми она посещала детский сад, а затем в течение четырех лет общеобразовательную школу, где одолела программу начальных классов, пример огромной самоотверженности ее родителей, их любви к дочери. Это также победа всех, кто профессионально и по-человечески Машу поддерживал, – психологов, педагогов, других специалистов.
Тревога за здоровье и развитие девочки стала посещать Ольгу и Михаила Г., когда дочери исполнилось три. Маша постоянно раскачивалась, кусала руки, беспричинно плакала. Она не пыталась говорить, не откликалась, когда к ней обращались. Надежда, что само собой пройдет, перерастет, таяла. Родители обратились к детским психиатрам. Прогноз был неутешительный: ребенок может навсегда остаться инвалидом...
Первой реакцией, говорит Михаил, было отчаяние. Их с Ольгой старшему сыну Саше к тому времени исполнилось пятнадцать, он рос здоровым, хорошо учился, занимался спортом. Рождение дочери они восприняли как следующий этап своей жизни, ждали новых, нежных красок и чувств, какие в дом приносит появление девочки. И вдруг такое...
Увы, не все семьи выдерживают подобные испытания. С возникшим эмоциональным напряжением чаще не справляется мужчина, уходит. Женщина остается одна в трудной жизненной ситуации. Это сложно морально и еще сложнее материально: особый ребенок требует особого ухода, лекарств, питания...
Их же семью, говорит Михаил, болезнь дочери сплотила. Нужно было жить дальше, не опускать руки. Решили, что Ольга по-прежнему будет ходить на службу, а он, оставшись с Машей дома, станет работать в формате удаленного доступа. (Оба бухгалтеры высокой квалификации.)
Но оказалось, что он еще и прирожденный педагог. Сколько терпения, любви, умения поддержать, заинтересовать Михаил проявляет по отношению к дочке – словами описать трудно. А сколько он специальной литературы по психологии и дефектологии перечитал!
Когда девочке исполнилось четыре с половиной года, родители отвели ее в краевой психологический центр в Михайловске. Заместитель директора центра Виталия Березуева говорит, что Маша была первым ребенком с аутизмом, с которым они работали, ее случай заставил их развернуться в этом направлении.
Вместе с психологом Юлией Стадницкой, другими специалистами Маша сделала новые, очень важные шаги в своем развитии. Так, она стала связно говорить (правда, о себе только в третьем лице: она), лучше контролировать себя.
Именно психологи центра посоветовали родителям девочки отдать ее в детский сад. Без общения со сверстниками ребенок не может социализироваться, вписаться в дальнейшую жизнь.
Ольга и Михаил решили, что это должен быть не коррекционный, а обычный детсад. Конечно, ребенку с аутичными чертами там было трудно. Маша не могла высидеть двадцатиминутное занятие, не играла вместе с детьми. Тем не менее продолжающаяся работа со специалистами в психологическом центре, доброжелательное отношение воспитателей в детском саду сделали свое дело: на выпускном празднике Маша вышла танцевать вместе со всей группой. И как же поздравляли Ольгу и Михаила воспитатели, родители других детей!
А скоро случилось еще одно очень важное для семьи событие: Маша заговорила о себе в первом лице. Они с отцом обходили большую лужу, и она сказала: «Ты, папа, иди первым, а я – за тобой».
Специалисты знают, что это прорыв, а неспециалистов прошу поверить на слово... И еще я хотела бы, чтоб родители, чьи дети здоровы, развиваются по всем правилам возрастной психологии, умели так радоваться за них, как умеет Михаил, который ценит каждый новый шаг Маши и говорит о ней: «Наша умница дочь не дает нам отчаиваться».
* * *
По новому Закону «Об образовании в РФ» с 1 сентября 2014 г. родители детей с ограниченными возможностями здоровья получили право обучать их в обычных (не коррекционных) общеобразовательных школах. По-научному это называется «инклюзия».
Нельзя сказать, что школы это привело в восторг и что родители детей-инвалидов ринулись их туда записывать. Должно пройти время, чтобы такая форма обучения прижилась, а главное, для этого нужно сперва создать условия.
Когда Маша пошла в первый класс михайловской СОШ № 30, инклюзии и в законе еще не было. И для девочки, и для образовательного учреждения это был определенный риск. Те, кто видел фильм «Человек дождя», вспомнят, что такое было для героя Дастина Хоффмана оказаться в незнакомом, многолюдном, шумном месте, где вокруг чужие люди, реакцию которых он не может предугадать...
По словам Машиного отца, они очень переживали за дочку. Переход от дошкольного детства к школьному – стресс и для обычного ребенка. В незнакомой обстановке у Маши могла начаться паника, которая выражается в том, что она плачет, раскачивается или бегает из угла в угол. Ее могли не принять и осмеивать сверстники. Она, в конце концов, могла не справиться с программой.
И все же они решились. Обучение полностью на дому, считает семья девочки, приведет к ее изоляции от мира. А родители надеются, что она в этом мире сумеет жить.
Им, можно сказать, повезло: Ольга Стрекалова, в класс которой попала Маша, не просто учитель, но еще и школьный психолог. У Ольги Викторовны есть опыт работы с проблемными детьми. Кроме того, она знает, как настроить ребят в классе, чтобы они над особенным ребенком не смеялись, эту его особость приняли.
Со своей стороны, родители девочки пригласили к ней репетитора, который ей помог осваивать программу.
И все же в первые два года учебы Михаил каждый день стоял возле класса, на случай если дочка с чем-то эмоционально не справится. Потом переместился в школьный двор.
Впрочем, его помощь не понадобилась: на Машину растерянность или панику реагировала Ольга Викторовна. Подходила, обнимала, усаживала за парту.
Итогом обучения в начальной школе стали средние Машины успехи по предметам. Зато девочка научилась обращаться к одноклассникам за помощью, самостоятельно передвигаться по школе, перестала бегать по классу или раскачиваться в минуты волнения.
Ей в дальнейшем нужно, по мнению родителей, достичь большего самоконтроля, самостоятельности. В этом году отец сопровождает ее в школу, но уже не опасается там оставить. Семья обдумывает, в какую секцию дочь определить. Мама предлагает в изостудию, папа – в кружок «Умелые руки». Сама Маша мечтает петь в хоре. А еще она начала писать небольшие рассказики и хочет показать их какому-нибудь настоящему писателю.
...Когда я спросила у Ольги и Михаила, что они хотели бы пожелать другим родителям, у которых растут особенные дети, они ответили:
– Не отчаиваться, не стыдиться – любить!
6 сентября 2014 года