Поездка к Черному морю из Ставрополя на автомобиле: впечатления курортника
«Эх, дороги!..»
Водители, на мой взгляд, делятся на несколько категорий по алгоритму преодоления расстояний из пункта А в пункт Б, будь то деловая поездка или просто путешествие. Одни считают дорогу рутиной, скучно вертят руль, позевывая, считают, сколько километров еще осталось до цели. Другие лихорадочно «давят на тапку», сравнивая себя с пилотами трассы Париж - Дакар, наплевав на дорожные знаки и разметку, стремятся побить свой предыдущий рекорд преодоления расстояний хоть на полчаса, хоть на минуту, да хоть на секунду. Третьи, к которым отношусь и я, живут предвкушением предстоящего пути, словно чего-то приятного и даже неизведанного, задолго готовятся к путешествию, проверяют состояние автомобиля: подкачивают колеса, смотрят качество освещения и оптики, доливают рабочие жидкости, «дергают» машину со всех сторон, убеждаясь, что «коняшка» не подведет и исправно доставит хозяина туда и обратно.
Наступает время отъезда. Навигатор настроен, видеорегистратор подмигивает о готовности снять все, что увидит за время пути, двигатель мягко рокочет. В путь!
Люблю ночную дорогу. Плотного потока автомобилей нет, редко кто слепит дальним светом фар сзади. Встречному, забывшему переключиться на ближний, всегда можно моргнуть, напомнить, что он не один на дороге.
От Ставрополя до пункта назначения, Новомихайловки, что в Туапсинском районе соседней Кубани, всего-то четыреста с небольшим километров. При нормальном стечении обстоятельств часов пять езды, с непременным употреблением кофе в станице Ладожской, чтобы размять затекшие мышцы, позевать и сладко потянуться. Дело нужное и обязательное после преодоления двухсоткилометрового плеча.
Путь за долгие годы изучен, казалось бы, до мельчайших подробностей. Однако все изменчиво в этом мире, кроме вечности. Наши дороги продолжают держать водителя в тонусе. Помнится, вот тут в этом самом месте была выбоина, в которую влетел передним колесом в прошлой поездке. Ан нет, в этот раз дорога отремонтирована. А вот перед Егорлыкским каналом ехал прежде спокойно, сегодня же машину трясет на рассыпанном по проезжей части гравии.
Впрочем, дорогу до Изобильного да и после него можно считать образцом для подражания, была бы она пошире. Если выставлять оценку по пятибалльной шкале, то с некоторой натяжкой можно ставить твердую «тройку». Кое-где отсутствует разметка, видать, не успели еще дорожники нанести ее. А ведь знали, знали, что начинается летний, курортный сезон и поток транзитного транспорта увеличится в разы!
Попробуем оценить весь маршрут по пресловутой пятибалльной шкале, не делая никаких допусков и поблажек. В конце концов, мы не авторы закона о ЕГЭ и не имеем права на снижение планки по каким-то показателям.
Итак, первый участок до границы с Новоалександровским районом пролетаем на девяноста километрах в час, иногда прибавляя «неподсудный» по ПДД люфт в двадцать км/ч, а кое-где (краснея от стыда) и превышая его. Дорога фактически пуста.
Подъезжаем к недавно построенной круговой развязке, совершенно невнятной по информативности. Навигатор с необновленной, к сожалению, картой, механическим женским голосом с легким китайским акцентом ведет в Новоалександровск. Но мы-то знаем, что куда-то надо повернуть, чтобы миновать районную столицу, ищем глазами указатель на Краснодар или хотя бы на Кропоткин. Ан нет! Только на Егорлыкскую. Так знать бы, что именно туда надо крутить руль! Нет же, послушно следуем голосу азиатской девушки. Да и то сказать, где Егорлыкская, а где известные с детства названия краснодарских городов, от которых и ведет путь к черноморским пляжам.
В общем, долго ли, коротко, но опять же по дороге, оцененной в три балла, поскольку разметки фактически нет, но покрытие очень и очень достойное, въезжаем в Новоалександровск. Тут все без изменений! Наверное, руководство города и района - приверженцы стабильности. Может быть, это и хорошо, что люди у кормила тверды в своих взглядах. Но, кажется, что их бы еще больше любили и уважали как жители, так и транзитные гости, если бы «большие люди» приняли решение об изменении, мягко говоря, лунного ландшафта автодороги.
По самому Новоалександровску, где, к чести дорожников и сотрудников ГАИ, установлены знаки, разрешающие двигаться со скоростью 40 км/ч, все же не рискуешь выходить за тридцать километров, поскольку есть угроза достаточно серьезно влететь в яму или подскочить на неискусственной неровности, не обозначенной необходимыми знаками. Проезжаем первый светофор, двигаемся к заветному перекрестку, откуда поворот направо и где уже лет пятнадцать живет все увеличивающаяся в размерах яма, нет, ямища, хищно поблескивающая в свете фар свежими обвалами черного на изломах асфальта. Видимо, эту яму в Новоалександровске уважают, холят и лелеют как местную достопримечательность. Иначе как объяснить, что она долгие годы живет и процветает в главном городе немаленького района. А после проливных дождей перед ней, ямой, вообще испытываешь трепет. Черт ее знает, какой глубины она теперь достигает?! Аккуратно объезжаем по обочине «уважаемую» яму, поворачиваем направо и осторожно едем к следующему светофору; минуя его, направляемся к железнодорожному переезду, при подъезде к которому сбрасываем скорость до минимума и не столько из-за трепетного отношения к знаку, ограничивающему давление на педаль газа, сколько к впечатляющему асфальтовому покрытию перед капотом машины. Тут все же уточнить требуется. Асфальт как бы есть, но как бы и нет его, некие кочки между ямами. А вот зато после переезда - гуляй казак! Езжай как хочешь, право выбора за тобой, поскольку от дороги осталось одно направление. Вот и шуруй по нему, вырывайся на оперативный простор! Учитывая строгость выставления оценки за дорогу, нисколько не сомневаясь, ставим троечку с минусом, только по обратному отсчету, вниз от ноля! То есть минус три!
Уф, наконец-то осталась позади табличка с перечеркнутым названием районной столицы. Ура! Дорога выравнивается, что не может не радовать, набирает три балла с минусом, поскольку освещения трассы нет вообще, а отсутствие разметки грозит пилотированием автомобиля по приборам, то есть запросто можно сковырнуться в кювет или вылететь в лесополосу.
Да и ладно, не за горами Краснодарский край, который всегда уважался шоферским людом за качество дорог. Вот и условная граница. А Ставрополье напоминает: помни, не забывай! Да как тут забудешь, ведь родное! Колеса стучат на неширокой трещине, аккурат между двумя краями. Много лет задаю себе вопрос: почему, отчего эта трещина появилась? И прихожу к выводу, что дорожные строители или ремонтники двух российских регионов не пришли к единому мнению, «за чей счет банкет». То есть кто из них заделает-таки эту брешь, сурово стоящую на защите рубежей Краснодарья и Ставрополья. Ну а что, честь мундира, знай наших! И прочее, и тому подобное. Тоже, наверное, должно вызывать уважение… Или нет?!
Все, поехали дальше. Яркая разметка, гладкое покрытие, мелодичный «Пинк Флойд» из приглушенных динамиков, теплый влажный ветерок из приоткрытых боковых стекол вызывают умиление и расслабленность. Освещение дороги, внятные информирующие знаки - все располагает к комфорту. Дрынц! Колеса влетают в яму на, казалось бы, абсолютно ровной дороге. Холодеет внутри, как там ходовая, выдержали ли рессоры. Все же врюхаться на 100 км/ч в колдобину - малоприятное дело! Вроде бы пронесло, но теперь приходится напрягать зрение до рези в глазах. Расслабленность надолго исчезает. Однако дальше пока все в порядке, на «тройку», узкая дорога, хотя и с разметкой для обгона.
Вот и Краснодар! Очень хорошая развязка выводит на автомагистраль в сторону Джубги. Есть несколько километров пути, где охотно, с долей зависти, ставишь «пятерочку». По автомагистрали, как известно, дозволено двигаться со скоростью 110 км/ч, что со всем глубоким уважением и делаешь, удивляясь водителям, обгоняющим твое авто. Ведь явно под сто тридцать - сто сорок летят ребята! Собственно, деяние, наказуемое штрафами. Видеонаблюдение никто не отменял, и штрафы с фотоснимком нарушения приходят исправно. Сам получал в прошлом году, аж на два км/ч превысил скорость! Оплатил пятьсот рубликов. Без проблем! Виноват - ответил. И главное, все ясно и понятно! Не надо выкручиваться перед сотрудником ГАИ, доказывать недоказуемое, впихивать невпихиваемое, то есть пытаться отделаться штрафом на месте. Правила игры ясны и понятны. Хочешь - банкуй, но будь добр ответить, как говорится, по всей строгости!
От Краснодара до Джубги всего-то сотня верст. За полтора часа, не торопясь, любуясь предрассветным небом и пейзажами, легко домчишься. Пересекаешь пуховую станицу Воронежскую, где вся улица превращена в торговый ряд по продаже подушек, перин и мягких игрушек, набитых гусиным пухом, несколько гасишь скорость перед кукурузной столицей Краснодарского края Двубратским. Вскоре проезжаешь Горячий Ключ с когда-то отличной развязкой, несколько поутратившей свой блеск из-за разбитой дороги, о чем честно предупреждают знаки, мол, неровности таки есть! Троечка. Даже троечка с минусом! Нельзя же так сдерживать рвущихся к морю людей. Ну да Бог с ним. Впереди горы, последний перевал и долгожданное море!
Давим на педаль газа, нарушаем скоростной режим, но на немного, в пределах озвученного люфта, пролетаем мимо станицы Пятигорской, мимо памятника защитникам перевала во время Великой Отечественной, катим все дальше и дальше и… стоп! Впереди затор. Растянулся он на пару километров. Ремонт дороги. Хорошее дело, не поспоришь! Только кто бы объяснил, почему и зачем кем-то из высокостоящих господ (товарищей?) было принято решение оставить одну полосу, ведущую к морю, где скопилось большое количество туристов, а вот в обратную сторону ведут две широкие полосы, по коим вольготно движутся одинокие автомобили? Да уж, велика Россия, а размыслов еще больше!
Машины стекаются с двух полос в «бутылочное горлышко», движутся еле-еле, да еще никто не отменял «обочечников», которым просто тупо «надо!», остальные не в счет. Тут же проявляется дух единения и сопротивления остальных водителей, раздраженных пробкой и наглостью не желающих быть как все. Сплоченные ряды автомобилей не пускают, как правило, дорогие иномарки или местные «убитые» детища отечественного автопрома. Ругань, сигналы клаксонов, сгущающееся в безветрии облако выхлопных газов. Веселье, да и только. В конце концов один из впереди идущих тяжелых грузовиков уверенно выворачивает руль на обочину и занимает с правой стороны спорную территорию, впрочем, продолжая уверенно продвигаться к выходу из «горловины». И движение слегка оживляется, автомобилисты охотно уступают друг другу место для перестроения из полосы в полосу, чтобы аккуратно влиться в однорядную дорогу. Есть, проскочили! Едем дальше.
Почти на сорока километрах пути идут ремонтные работы, до самой Дефановки. Знаки ограничивают движение от семидесяти до сорока км/ч. Предполагаемое время в пути на этом участке практически удвоилось! Вот и развилка, ведущая к Новороссийску и к местоназначению, в сторону Сочи.
Ну теперь уж дорога порадует на отличную оценку. Ведь в прошлом году от заветного поворота ее, дороги, фактически не было до самой Джубги. Приходилось двигаться по обочинам. Местные жители только руками разводили: мол, край к Олимпиаде готовится, придется потерпеть! Так потерпим, понимающе кивали приезжие. Ну-ну… Ну что же теперь-то? Эх, как помчимся по новенькой олимпийской дороге, не заметим, как докатим до первых видов самого синего в мире…
Увы и ах… Видать, напрасно гордились краснодарцы. Да, на пути появились признаки того, что это все же дорога. Исчезли откровенные ямы и ямины, однако небрежная укладка дорожного покрытия то подбрасывает автомобиль, то резко бросает вниз. Разметки, конечно же, нет.
И вот хочется задать вопрос людям, отвечающим, регулирующим, заведующим вопросами курортных сезонов на Черноморском побережье: отчего и почему регион, обогащающийся за счет россиян, тратящих колоссальные суммы в летний период в многочисленных городах и поселках Краснодарского края, не может потратить часть средств, получаемых в виде налогов с арендаторов пляжей, хозяев частных пансионатов, санаториев и гостиниц, на благоустройство автодорожной структуры?
Да, ремонт ведется. Да, строятся новые развязки, виадуки и прочие будущие прелести, но как-то вяло и очень уж умеренными темпами! А где тот задор, с которым строились олимпийские объекты? Да, согласен, что Олимпиада - это событие, это праздник для всей страны, это… это и т. д., и т.п. Но ведь и мы, грешные, едем к морю, чтобы тоже почувствовать праздник, свой, маленький, но ведь праздник! А нам его так портят!
Дорога к Джубге и через нее заслуживает твердой «двойки»! Собственно, ожидается, что когда-то (работы уже ведутся) будет построена новая магистраль, которая выведет автопутешественников сразу за поселок Лермонтово. Благая весть! Побыстрее бы! Дело в том, что сама Джубга является некой ловушкой для автомобилистов, подобной бутылочному горлышку, оставленному позади. Малейшее ДТП - и движение останавливается всерьез и надолго. Очень узкая дорога, петляющая вдоль домов, построенных еще «при историческом материализме» на «красной линии».
Сразу после Джубги через Лермонтово и до самой Новомихайловки путь заслуживает крепкой «четверочки». Несколько портит впечатление отсутствие разметки.
С грустью смотрю на приборы. Пройдено до места назначения 414 километров, сожжено бензина километров на пятьсот пятьдесят. К слову, о стоимости бензина. Если дома залил бак 92-го по цене 30,6 рубля за литр, то в Краснодарском крае уже заплатил по 31,3 рубля. Бензиновый ценник у соседей без всякой последовательности меняется как в одну, так и в другую сторону. На одной из невзрачных заправочек удалось увидеть стоимость за литр все того же 92-го в 28,9 рубля, а в Краснодаре аж 32,25! Впрочем, средневзвешенная цена составляет 31,8.
На дорогу было потрачено вместо пяти - пяти с половиной - семь часов! Ну и ладно, главное, на месте! Впереди ждут море, солнце и пляж…
«На пляжу лежу…»
Если следовать далее словам этой песенки «…и в небо я гляжу», то да, смотрю в синее-синее небо, лежа на спине рядом с чуть плещущим штилевым морем. Собственно, «жирных чаек» не наблюдаю. Изредка пролетают худощавые, вечно голодные голуби, скандалящие воробьи, одинокий воздушный змей черно-красной окраски, вертолет пограничной охраны или яркий полосатый парашют, плавно тянущийся за катером. Визг и восторги планирующих на парашюте отдыхающих слегка доносится до берега при попутном ветерке. Все. Дальше смотреть на небо нет сил, солнце выдавливает «скупую мужскую» из глаз. Посмотрим на пляж.
Вот небольшой прайс-лист предлагаемых на Новомихайловском пляже развлечений. Стоимость пластикового лежака до обеда или после него 150 рублей, аренда оного на целый день 250 целковых. Прокатиться на непереворачивающемся, сдвоенном «банане» обойдется в 250 кровных. За удовольствие поболтаться за катером в «таблетке» от трехсот рубликов за место в четырех-, пятиместном резиновом тазике, до трехсот пятидесяти в более уютном двух-, трехместном. Взять на час катамаран - 400 рублей. Пронестись на гидроцикле с водителем - всего ничего - тысяча за десять минут сумасшедшей скорости. Отправиться в море, нырнуть в прозрачную глубину с прогулочного катера и через полтора часа вернуться к берегу оценено в 500 рублей с взрослого и в 300 для детей. Самое дорогое удовольствие стоимостью от двух до четырех тысяч - полет на парашюте. Чем больше народу на подвеске (от одного до трех человек), тем дешевле. В дайвинг-центре предложат погрузиться в пучины после небольшого инструктажа за тысячу рублей на сорок минут под руководством инструктора. Красота!
Есть еще предложения поноситься на квадроциклах по речке куда-то в горы, к дольменам и обратно. Съездить на экскурсии к водопадам, в Сочи, Новороссийск, Абхазию, с непременной дегустацией вин, шашлыков и прочего-разного. Стоимость от тысячи и далеко вверх. Появилась удобная услуга, можно взять напрокат велосипед, всего-то 200 рублей в час. Услуга пользуется спросом. По дороге на пляж вас то обгоняют, то несутся навстречу велосипедисты. На той же дороге вам могут предложить доверенным полушепотом домашнее вино из коллекционной серии «для себя делал», с заламыванием рук и доверчивым взглядом со слезинкой в голосе, мол, жизнь так повернула, что самое дорогое отдавать приходится так задешево! И еще тише и более доверительно, в самое ушко: есть чача, по старинным абхазским рецептам сделанная, пользительная во всех отношениях, а уж как пьется…
А еще возможно выступление на небольшой сцене известного многим перуанского ансамбля Lara Marka, с чудно звучащими флейтами и гитарами, с довольно слабым вокалом или косящим под ветеранов то ли Афганской, то ли Чеченской войн квартетом с соответствующим репертуаром. Живут ребята не со сборов с концертов, а с продажи компакт-дисков с песнями в собственном исполнении.
Что тут поделаешь! Народ зарабатывает на отдыхающих всеми способами, чтобы прокормиться до следующего курортного сезона!
Питание поставлено на широкую ногу. В многочисленных кафешках, бистро, шашлычных, ресторанчиках и ресторанах предложат блюда и напитки на все, даже самые изысканные вкусы и толщину кошельков. Есть столовые, где скромный комплексный обед обойдется в двести рублей.
Собственно, для тех, кто останавливается в частных пансионатах с кухнями и посудой и не ленится приготовить еду для себя, есть возможность приобрести продукты по тем же ценам, что и дома, в магазинах, сеть которых хорошо известна по всему югу России.
На рынках цены отличаются от ставропольских минимум рублей на пятьдесят, естественно, в сторону повышения. Скажем, если у нас черешня стоит сто пятьдесят рублей, то там все двести. Это для нас дороговато, а для людей, прибывших с Севера, так, семечки, даже не о чем и разговаривать. Ну что ж, у каждого свое видение мира!
По громкоговорящей связи на пляже предупреждают о том, что нельзя сорить - есть специальные контейнеры, нельзя курить - имеются резервации для курящих, нельзя распивать спиртные напитки... За этим следят полицейские патрули, в состав которых входят какие-то люди в полуполицейской форме, кубанках. Хорошо хоть не в черкесках и не с нагайками в руках. На помощь местным охранникам правопорядка съезжаются сотрудники МВД со всей России. В Новомихайловке, к примеру, люди в погонах аж из Ярославля. По словам старшего прапорщика Владимира М., к курящим на пляже обращаются с просьбой уйти в место, отведенное для законопротивного действа, обозначенное табличкой на двух языках: русском и английском. Людей, измученных жаждой прямо у береговой полосы, с бутылками пива в руках препровождают в пункт полиции, где составляют протоколы с наложенными штрафами от пятисот рублей и выше в зависимости, видимо, от степени нарушения. Всех, конечно, не задержишь, но наглядный пример действует и на остальных жаждущих пенного напитка. Никто ведь не отменял черные пакетики, по два рубля в каждом магазинчике, где торгуют пивом. В пакетик очень удобно поместить бутылку или жестянку и преспокойно утолять жажду хоть на глазах у самих полицейских. Впрочем, пивную тару можно завернуть в газету, полотенце, во что угодно, главное, чтобы дети не видели, что пьют дяди и тети. Да и разливное пиво продается тут же на пляже в полуторалитровых пластиковых бутылках без опознавательных знаков.
По пляжу снуют разносчики разных продуктовых товаров, в том числе и пива. Мальчики, девочки, дяди, тети на все голоса уговаривают отпробовать чурчхелу, беляши, чебуреки, молодую кукурузу и черноморскую рыбку. Под видом черноморских изысков легковерному и наивному курортнику запросто впариваются по серьезной цене и астраханская вобла, и донская чехонь, и цимлянский лещ, и тихоокеанские креветки. Истины ради добавлю, что есть и барабулька по 80 рублей за семисантиметровую рыбку и даже катрана можно отведать, кусочек от 250 рубликов. Ну тут уж охота пуще неволи. Початок кукурузы на пляже стоит сто рублей, в двух шагах от места для лежания под солнцем ровно вдвое дешевле. То есть доставка по цене продукта. Выбор опять же присутствует, топтать ножки или принять вкуснятину, не отходя от лежки.
Содержание пляжей вызывает вопрос: ребята, а где же чистота? Та самая, о которой наверняка говорится в договорах аренды. Всю неделю, что мы находились в Новомихайловке, на пляже сначала красовалась широкая полоса прибитого штормом к берегу плавника, впрочем, среди почерневших поленьев, сучков и веток, яркими пятнами красовались забытые пляжные тапочки, элементы купальных костюмов, стаканы, пластиковые пакеты, бутылки и тарелки. Только на следующий день бульдозер собрал все это добро в кучи, через сутки куч стало меньше, но оставшихся хватало для раздражения. Дорога к пляжу за неделю убиралась только один раз. Избирательно. Где-то соскребли вросший в тротуарную плитку мусор, а где-то махнули рукой, мол, следующим дождем смоет. Грустно!
И еще один немаловажный, насущный вопрос: почему туалеты только платные? Цена вопроса - пятнадцать-двадцать рублей. Да и Бог с ними бы, с бесплатными, которые, кстати, в дорогом городе Сочи присутствуют даже на пляже и содержатся в образцовом порядке. А тут из двух посещенных гигиенических комнат в одной не было света, в другой - воды (!).
Современные люди не представляют свою жизнь без Интернета. Увы, в Туапсинском районе, а может, и не только в нем гаджеты, снабженные сим-картой не того сотового оператора, уверенно лидирующего здесь, могут остаться без электронной почты, форумов и любимых сайтов. Жилье для туристов стоит от двухсот рублей за койко-место в пристройке-сараюшке с удобствами, естественно, на улице до трех тысяч рублей с человека в прибрежных отелях. Это цены на невысокий сезон, на июнь и вторую декаду сентября. В июле возрастет процентов на пятьдесят, а уж в августе - на все сто. Однако есть спрос - есть и предложение. Выбор за нами, курортниками.
Мы определились давно, останавливаемся в частном пансионате. Чистота, порядок, тишина, поскольку гостиница в километре от моря. Обошелся номер на двоих в семьсот рублей в сутки. Комнаты уютные, с душем, холодильником, телевизором и кондиционером.
«А напоследок я скажу…»
Наверное, не везде так, как увидели мы. В крупных городах вроде Сочи, Анапы, Геленджика и Новороссийска несколько по-иному. Но ведь люди едут со всей страны в основном в маленькие поселки. Думается, что при рачительном подходе краевых и местных властей можно зарабатывать в разы больше, вкладывая в инфраструктуру мест отдыха россиян больше средств, чтобы не было утечки туристов в соседние страны.
По статистике, только за прошлый год в Турции побывали три миллиона наших соотечественников. Сколько денег оставлено в стране, входящей в НАТО! В Египте до революции в среднем за год отдыхали 2,8 млн туристов из России.
Для сравнения: в 2013 году 12 миллионов российских граждан грелись на пляжах побережья Краснодарского края. Много? На первый взгляд, да. Много. Однако простая арифметика показывает, что половина от этого числа увезла денежки за кордон. Люди выбирают места для отдыха лучше и комфортнее, где и чисто, и удобно, и пресловутый «олл инклюзив» на высоте.
Некоторые к «нашему» морю ездят по привычке. Мол, заморачиваться с загранпаспортами и билетами на самолет не надо. Сел в машину и поехал. Но надолго ли хватит терпения? За те же деньги, что тратишь здесь, комфортнее отдохнуть «за бугром», заодно и на мир посмотреть!
Ну ладно. Это у наших соседей такая ситуация с местами отдыха. А что же у нас, на Ставрополье, в знаменитых когда-то на весь Союз городах-курортах? Мягко говоря, не хорошо! По данным минэкономразвития СК, на КМВ в прошлом году отдохнули 838 тысяч человек. Задействованы далеко не все санатории и пансионаты. Некоторые находятся просто в плачевном состоянии.
И все же, уверен, немало резервов в простом желании и умении что-то делать и изменять. Например, приходилось в девяностые годы прошлого века работать в бывшей ГДР в небольшом городишке, размером с жилой квартал Ставрополя, под названием Шульпфорт. Средневековый город, образованный при монастыре. Примечателен он не только знаменитой школой для одаренных детей, но и своим курортом. Практичные немцы на невысоком холме в центре Шульпфорта возвели аккуратные трехметровые стены из ветвей сливы. Сколько-то раз в неделю это сооружение поливается подсоленной водой. Испарения обладают каким-то эффектом в лечении легочных заболеваний. Съезжается народ, лечится, наслаждается чистотой и порядком. И деньги в городскую казну капают изрядные.
P.S. А отдых у моря удался. На оценку «отлично». Солнце, море, воздух и горы помогли забыть неприятные моменты. Теперь будем ждать следующей поездки в Краснодарский край, к Черному морю. И еще добавлю, на все про все ушло около десяти тысяч рублей, что включило в себя затраты на бензин, проживание, продукты и маленькие курортные радости на двоих.
25 июня 2014 года