06:36, 11 июня 2014 года

Наталья Гундарева: Трагедия триумфа

Я сама!

Первыми словами маленькой Наташи стали «Я сама». И интонация у нее при этом была серьезная и требовательная. Родители-инженеры посмеялись: вырастет, мол, начальник! Но девочка росла с мечтой о балете. Это желание появилось в 5 лет, когда ее впервые отвели во МХАТ на «Синюю птицу». Огни рампы, занавес, сцена, актеры – все ошеломило Наташу. Несколько дней потом она ни о чем не могла говорить, кроме спектакля. А когда девочка увидела на сцене Большого театра Галину Уланову в балете «Бахчисарайский фонтан», сообщила отцу: «Я буду балериной!». Тот улыбнулся в ответ: «Ты же пампушечка!». Наташа плотно сжала губы от обиды. «Все равно стану актрисой!» – прошептала она скорее себе, чем родителям. Как будто клятву дала. С тех пор ее мысли были только о театре.

Наташа училась в пятом классе, когда ее родители разошлись. Мама старалась изо всех сил, чтобы дочь не чувствовала себя обделенной и любовью, и материальными благами. Наташа понимала, как тяжело все дается. И стала сама зарабатывать: поднимала петельки на чулках маминых подруг за 50 копеек. А вскоре научилась шить себе юбки, кофты и платья. Лишь бы не брать взаймы!

В 8 классе Наташа записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, в стенах которого в разные годы занимались Ролан Быков, Людмила Касаткина, Сергей Никоненко.

Окончив школу, Наталья объявила маме, что решила поступать в театральный институт. Но мама отрезала: «Нет». Слово матери было для Наташи законом. И она подала документы в Московский инженерно-строительный институт. Прилежная и обстоятельная Гундарева успешно сдала два первых экзамена...

«Недиетическая» фигура

Так позже скажет драматург Виктор Мережко, по сценарию которого снимут фильм «Здравствуй и прощай!», о Наталье Гундаревой, исполнительнице одной из главных ролей. И такой она сразит приемную комиссию в Щуке, куда все-таки отправится сдавать экзамены. А «подбил» Витька Павлов! Наташа уже стояла перед дверью в аудиторию строительного института – подошла ее очередь сдавать следующий экзамен. Как вдруг кто-то со всей силы потянул ее за рукав подальше от двери. Она обернулась, готовая дать затрещину наглецу, а это, оказывается, Павлов! «Ты что! С ума сошла? Тебе надо к нам, в Щуку!» Наташа на мгновенье замерла, а потом молча повернулась и пошла забирать документы.

Тонкие, изящные, томные писаные красавицы составляли большую часть абитуриентов. Конкурировать с ними было сложно. Привыкшая с детства к эпитетам «булочка», «кубышечка», «пампушечка», она, конечно же, комплексовала. Поэтому постаралась сделать внешность свою запоминающейся. Розовое, с огромными синими цветами платье, ярко-розовые щеки и губы, голубые веки и кудри! Большая такая жизнерадостная цветочная клумба. По дороге в институт Наташа попала под дождь. Комиссия во главе с мастером курса Юрием Катиным-Ярцевым видом абитуриентки Гундаревой была шокирована. А потом очарована ее талантом. Ее приняли! «Конопатое чудо» – так Гундареву прозвали однокурсники Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей. Новоиспеченная студентка аккуратно записывала все лекции, самозабвенно трудилась на репетициях. Завернувшись в три слоя шерсти, часами занималась в балетном классе. На втором курсе ей дали сыграть Донну Платоновну из «Воительницы» Лескова. Играла Гундарева настолько блестяще, что педагоги училища вынесли вердикт: учиться ей больше нечему, пора на сцену. Со студенчества у Наташи осталось правило анализировать каждую черточку характера своих героинь и записывать в тетрадочку наблюдения.

Она не вписывалась в бесконечно процветающую пошлость. Наташа могла быть грубой, могла и послать кого-то, но на то всегда существовала действительно веская причина. Она бывала резкой, яростной, какой угодно, но никогда в жизни не была пошлой, потому что не принадлежала к этой серости. Наташа была из ряда вон и в жизни, и на сцене.

Игорь Костолевский.

А вскоре вся страна полюбила «Сладкую женщину» Аню Доброхотову – веснушчатую деревенскую девчонку, с аппетитом уплетающую варенье. Так и не нашедшую, став взрослой, своего женского счастья. А следом и Катю Никанорову – ту самую гражданку, что ожидала любви. Буфетчицу Дусю из «Здравствуй и прощай», мечтающую о счастливом замужестве... Одинокую Нину в «Осеннем марафоне». На-ивную и добрую Аэлиту, подло обманутую «шикарным» мошенником (Валентин Гафт) в фильме «Аэлита, не приставай к мужчинам». Все героини будто живут по соседству. Они – это зрительницы, узнававшие на экране себя. Вероятно, поэтому актриса стала так любима. Ведь не было ни грамма фальши в игре Гундаревой. Зритель верил ей безоговорочно. Были и курьезы: после выхода на экраны деревенской мелодрамы Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» на «Ленфильм» пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа. Как, например, исполнительницу одной из ролей, деревенскую девушку Наташу Гундареву. Она же сетовала: «Как бы я ни хотела сыграть Джульетту, режиссер видит меня Кормилицей, и мне деваться некуда». И иногда с горечью добавляла: «Трудно в матрешке предположить могучую трагическую натуру»...

Мужья реальные и вымышленные

Наталья Георгиевна три раза была официально замужем. Первый страстный роман закрутился на съемках фильма «Обрыв» с режиссером Леонидом Хейфецом. Он был старше нее на 14 лет, и ей хотелось раствориться в Мастере. Поженились они сразу же, как только ему дали новую квартиру. Жили дружно, весело, творчески. В дом почти ежедневно приходили актеры, обсуждали спектакли, кормила Наталья гостей очень вкусно. Поначалу молодая жена привечала друзей с радостью. Потом, когда появилось больше работы в кино, ночные посиделки стали мешать: она страшно не высыпалась. И в один такой вечер за приготовлением очередного кулинарного шедевра Наталья вдруг поняла, что ей надоели и эти гости, и этот брак. Кончилась любовь.

Она долго жила одна. Был короткий и яркий роман с актером театра Маяковского Виктором Корешковым. Вся труппа родного театра с замиранием сердца следила за развитием их отношений. Они поженились и... через год развелись. Причина банальна – измена.

Тогдашняя публика, лишенная нынешних «медиа-сплетен», исправно выдавала актрису замуж за каждого партнера по фильму. Как-то Александру Михайлову позвонили домой, чтобы договориться о концерте. К телефону подошла его жена Вера. Прощаясь, концертный агент назвал ее... Натальей Георгиевной (Гундарева и Михайлов играли в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». – Авт.). Потом «в мужьях» ходил Сергей Шакуров. Но тут актеры и не скрывали нежных чувств друг к другу. Они много вместе работали и очень дружили. Вместе ездили на гастроли, жили в одних гостиницах. Она возила для него бульонные кубики, так как он очень любил супы, а он приносил ей каждое утро свежее молоко.

А потом в их театре появился Михаил Филиппов. Талантливый актер. За плечами – брак с дочерью Юрия Андропова Ириной, бытовая неустроенность, одиночество. Сначала они дружески общались, пересекаясь в одной компании. Но интерес друг к другу не отпускал, вскоре это были уже бесконечные разговоры обо всем на свете. А потом они просто решили, что хотят жить вместе.

Наконец-то в жизни Натальи Георгиевны появился не Гений, а просто талантливый Мужчина, с которым можно было чувствовать себя спокойно, уверенно и уютно. Они создали свой собственный мир, в который пускали очень немногих. Например, когда Наталья Георгиевна восстанавливалась после автомобильной аварии, навещал Андрей Гончаров – один из редких близких людей. Он потом вспоминал, что у солнечной, жизнерадостной, светлой актрисы такая темная обстановка в квартире. Коричневые гардины, темные обои, полумрак. Он назвал ее «женщиной сумеречной». Гончаров тогда сказал: «Сколько лет вас знаю, Наташа, а вы, оказывается, совсем другой человек!».

Гундарева и Филиппов хотели детей, но по каким-то причинам не получалось. Сплетни, разговоры и досужие домыслы больно ранили актрису. Она отвечала на некорректные вопросы журналистов: «Я не испытываю потребности иметь детей. Театр мне их заменяет». А вечером говорила мужу: ну кто они, чтобы мы им открывали свою душу и свою жизнь?

Ролей между тем становилось все меньше, настоящих, к которым она привыкла. Как любой актрисе, ей хотелось играть героинь, а не «возрастных». Наталье Георгиевне казалось, что время ее уходит. Она решилась на пластическую операцию. Резко похудела и помолодела. Выглядела она прекрасно, когда после долгого перерыва показалась на публике. Правда, узнать ее было трудно. Новое лицо-маска зрителей ошеломило. Но Гундарева была довольна – такой тонкой талии у нее отродясь не было. Она была готова конкурировать с молодыми!

Как только раздается третий звонок, ты – уже не ты. Ты делаешь шаг на сцену, и твоя жизнь преображается. Ты уже не властен над собой. Профессия странная, она ведь предательство в себе заключает: когда ты снимаешь свою одежду, оставляешь свои привычки, ты, по сути, предаешь самого себя, становишься кем-то другим, причем совершенно не обязательно хорошим.

Наталья Гундарева. «Жизнь – это все-таки трагедия»

Когда Наталья Георгиевна заболела – гипертонический криз, инсульт, кома, – Михаил Филиппов не отходил ни на шаг. Он все время с ней разговаривал, читал стихи, рассказывал новости, сочинял сказки. Только он и она. Никого из посторонних, даже друзей, не пускали к актрисе. Массмедиа взорвались статьями о том, что, если бы актриса не похудела с помощью скальпеля, не оказалась бы в таком плачевном состоянии! Каждый день выходили новые и новые передовицы: у Гундаревой слабые сосуды, а в таком случае любое хирургическое вмешательство и наркоз смертельно опасны. Пока Наталья Георгиевна находилась в коме, пока долго и тяжело восстанавливалась, журналисты страны будто сошли с ума.

Усилия Филиппова, его терпение и любовь были вознаграждены – Наталья Георгиевна стала поправляться. И мечтала о возвращении на сцену. Но опять несчастье: во время прогулки актриса поскользнулась, упала, ударилась затылком. И опять больницы, отчаяние, надежды... Пять лет она боролась с недугом. Она очень хотела жить, так как считала, что вот теперь уже можно остановиться и оглянуться по сторонам. Увидеть, как идет дождь, шевелится листва, поднимается туман...

Наталья Георгиевна Гундарева умерла в неполные 57 лет. Когда-то она провожала в последний путь Ивана Козловского, услышала на его похоронах свиридовскую «Метель» и попросила своих друзей похоронить ее под эту же музыку. Ее желание было исполнено. «Жизнь – это все-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем. Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки», – сказала она в одном из редких интервью...

Жизнь – это всегда нечто большее. И она продолжается. Даже после смерти. Пока о нас помнят, мы живы.

«7 дней»
«Наталья Гундарева: Трагедия триумфа»
Газета «Ставропольская правда»
11 июня 2014 года