Первый заместитель председателя Думы СК Дмитрий Судавцов, председатель комитета Думы Геннадий Ягубов, министр дорожного хозяйства и транспорта Игорь Васильев (слева направо) на совещании в Пятигорске

Первый заместитель председателя Думы СК Дмитрий Судавцов, председатель комитета Думы Геннадий Ягубов, министр дорожного хозяйства и транспорта Игорь Васильев (слева направо) на совещании в Пятигорске

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Совещание вызвало повышенное внимание прессы и собрало весьма представительный состав участников. От законодателей помимо членов комитета Думы по промышленности присутствовали члены других комитетов и первый заместитель спикера Дмитрий Судавцов. От исполнительной власти – представители всех муниципальных округов и районов региона Кавказских Минеральных Вод, а также министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Игорь Васильев.

То, что дороги – одна из двух вековечных бед России, общеизвестно. А почему обсудить ее народные избранники решили именно на Кавминводах, пояснил председатель комитета Геннадий Ягубов:

– Потому что на сегодня курортный регион приковывает внимание всех. И Президент России отметил Кавказские Минеральные Воды. И врио губернатора Ставрополья везде говорит, что надо регион поднимать, делать его жемчужиной, чтобы привлекать сюда отдыхающих. Так что дороги на КМВ – это лицо края.

Как рассказал председатель комитета журналистам, краевой Дорожный фонд на Ставрополье работает третий год. В первый год финансирование дорожной отрасли увеличили вдвое.

– И с тех пор ежегодно добавляем процентов 15 – 20. Плюс муниципальным образованиям в этом году передано 10 процентов от акцизов, собранных на территории края.

Итак, средств на ремонт дорог выделяют все больше, однако жалоб на колдобины на проезжей части и тротуарах еще очень много. Ибо, признался депутат:

– До удовлетворения всех потребностей в ремонте еще очень далеко. Думаю, существующие цифры составляют процентов 10 от того объема средств, что нам необходимо, чтобы отремонтировать все дороги в крае.

Министр дорожного хозяйства и транспорта Игорь Васильев, учитывая уровень подготовки участников совещания, сразу перешел на язык цифр и фактов:

– В расходной части бюджета министерства на 2014 год предусмотрены субсидии на местные дороги в сумме 1 миллиард 599 миллионов рублей. Помимо этого согласно 244 Федеральному закону одним из источников формирования местных дорожных фондов являются 10 процентов от акцизов, поступающих в краевой Дорожный фонд. Всего по краю эти 10 процентов составляют 600 миллионов 393 тысячи рублей.

При этом министр подчеркнул, что основным критерием распределения средств является протяженность зарегистрированных автомобильных дорог на территории муниципалитета:

– Те, кто вовремя зарегистрировали автомобильные дороги, сегодня получают хорошие деньги. Например, на балансе города Ставрополя прежде числилось всего два километра автомобильных дорог. На сегодняшний день – 437 километров. Соответственно, 10 процентов от акциза, поступившие в этом году в бюджет краевого центра, составляют порядка 25 миллионов рублей.

Коль скоро совещание проходило на Кавказских Минеральных Водах, Игорь Васильев особое внимание уделил финансированию дорожных работ в городах-курортах. В самом крупном из них – Пятигорске – протяженность автомобильных дорог составляет 420 километров. На 2014 год город выделил на ремонт дорог собственных средств 12 миллионов рублей и за счет акцизов 20 миллионов. Со своей стороны, министерство выделяет столице СКФО субсидию на ремонт дворовых территорий в размере 50 миллионов рублей, что на 9 миллионов больше, чем в 2013 году.

Кисловодск в прошлом году благодаря субсидиям краевого Дорожного фонда совершил мощный рывок в обустройстве улиц и дворов. Город солнца и нарзана получил на реконструкцию улиц 176 миллионов рублей, на ремонт улично-дорожной сети 49 миллионов и на ремонт дворовых территорий – 10 миллионов. В нынешнем году масштабы дорожных работ в Кисловодске сократятся в разы. Собственных средств на ремонт дорог местный бюджет не предусмотрел вовсе. За счет акцизов на эти цели поступит 13 миллионов 21 тысяча рублей. Субсидия на ремонт дворовых территорий в 2014 году составила 15 миллионов рублей. Что же касается дорожного полотна, то будет реализован только один крупный проект: на реконструкцию транспортной развязки на Октябрьской площади и Первомайском проспекте министерство выделяет субсидию в размере 48 миллионов рублей.

В Ессентуках протяженность дорожной сети 219 километров – это даже больше, чем в Кисловодске. Однако на ее ремонт и содержание город-курорт из акцизных сборов не получит ни копейки. А все потому, что дороги должным образом не зарегистрированы. Однако город изыскал на ремонт дорог 29,4 миллиона рублей в местном бюджете. Кроме того, получил существенные субсидии из краевого Дорожного фонда – 15 миллионов на ремонт дворовых территорий и 52,3 миллиона на реконструкцию улиц.

Бюджет Железноводска весьма скромный. Поэтому здесь на ремонт дорог смогли выделить только 300 тысяч рублей собственных средств. Но поскольку здесь вовремя зарегистрировали все дороги, Железноводск получит еще 799 тысяч рублей из собираемых в крае акцизов. Предусмотрены и весьма существенные для самого маленького города-курорта субсидии – на реконструкцию центральной улицы 134,4 миллиона рублей и 15 миллионов на ремонт дворовых территорий.

Но даже столь обстоятельный доклад министра у депутатов вызвал вопросы. Прежде всего они касались качества ремонта дорожного покрытия. Почему уже через три-четыре года после ремонта многие дороги выглядят как после бомбежки? Если через каждые пять лет деньги тратить на одни и те же дороги, то отремонтировать всю дорожную сеть в крае не удастся никогда.

– Плохое состояние местных дорог связано с тем, что у муниципалитетов нет специализированной эксплуатирующей организации. Соответственно, нарушаются все нормы и правила эксплуатации и содержания автомобильных дорог, – пояснил Игорь Васильев.

По словам министра, в песчано-солевой смеси зачастую бывает повышенный процент соли. Из-за этого нарушается кислотно-щелочной баланс вяжущих материалов дорожного покрытия. К тому же на многих дорогах «обордюрили» почти всю проезжую часть, а ливневая канализация зачастую нарушена. То есть создали корыто, в котором зимой постоянно стоит вода с солью, вот дорожное полотно и разрушается. Наконец, техника, которая зимой используется на местных дорогах общего пользования, как правило, гребет по асфальтобетонному покрытию металлом без резиновых прокладок и так далее.

Завершая доклад, министр напомнил, что Ставропольский край одним из первых перешел на трехлетние контракты на ремонт и содержание региональных автомобильных дорог.

– Подрядчик, заключая многолетний контракт, по-иному подходит к качеству применяемых материалов и качеству работ, потому что ему потом эту дорогу содержать, – пояснил Игорь Васильев и призвал органы местного самоуправления заключать долгосрочные контракты на ремонт и содержание дорог.

 

Николай БЛИЗНЮК

Ремонт дорог на Кавминводах продолжится / Газета «Ставропольская правда» / 21 мая 2014 г.