Народный театр «Прометей» представил свою версию пьесы «От красной крысы до зеленой звезды»
Десять новелл - трогательных и смешных, трагических и жизнеутверждающих, фантастических и реальных - складываются в картину одного многоэтажного дома. У каждого жителя своя история, это касается даже... крыс в подвале и звезд над крышей!
Дом, воссоздаваемый актерами на сцене, - символ, который можно трактовать по-разному. То ли это мир человека с его психологической неоднозначностью, то ли все многополярное мироздание, где, говоря словами одного из персонажей, «понять ничего нельзя по отдельности, а сразу можно».
Развитие действия вверх по лестнице от цокольного этажа до «звездного неба над нами», по замыслу автора, вовсе не означает духовного роста. В доме, который построил Слапковский, вообще трудно понять, где у этой многосоставной конструкции сакральный верх или низ: крыса из подполья мечтает о красоте и остро чувствует жизнь, а двое людей-самоубийц на крыше изнывают от душевной пустоты. Но не волнуйтесь, все закончится хорошо.
Главным залогом счастливого финала служат режиссерский оптимизм и логически обоснованная гармония постановки. Руководитель театра заслуженный артист России Борис Щербаков умеет превратить в достоинство спектакля актерскую неискушенность своих исполнителей, добиваясь от них непосредственности и органичности существования на сцене.
Напомним, актер Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, признанный любимец публики Б. Щербаков примерил режиссерское амплуа лет двадцать назад. С тех пор он растет и меняется в этой роли, заставляя аудиторию следить за работой «Прометея» как минимум с любопытством, чаще с искренним интересом.
Стартовал Борис Федорович как постановщик искрометных водевилей Чехова, классического доктора человеческих душ. Для худрука «Прометея» давно стало творческим кредо подчеркнуть комичное в нелепостях жизни и вызвать улыбку доброй иронии даже в самой безнадежной сюжетной ситуации. Пожалуй, только с таким стержнем и можно браться за вещи вроде «Красной крысы…». Перегни режиссер хоть немного с серьезностью и реализмом - получится набившая оскомину чернуха. А так - замысловатые притчи, красивая символика, которую, надо признаться, приятно разгадывать.
Известный критик Роман Должанский охарактеризовал выбранный Щербаковым литературный материал как удачное совмещение «жесткости и насмешливости новой драмы с умением держать диалог и выписывать хоть маленькие, но все-таки роли». Играть в постановке с такой характеристикой интересно и сложно одновременно: от актеров требуется работа, которую продолжатели системы Станиславского относят не к внешней мимикрии, а к внутренней трансформации характеров. Без катарсиса, желаемого для любого качественного спектакля, не обойтись. А студенческий возраст «прометеевцев» и подавляющего большинства зрителей с непременным юношеским стремлением попробовать себя как можно в большем числе ипостасей воспринимает такой материал как благодатную почву для креатива и эмоциональной встряски.
Хотя многие новеллы заканчиваются грустно, порой даже трагично. Некоторые истории и вовсе зависают с открытым финалом, отдавая окончательное решение под ответственность зрителя: пусть сам решает, что увидел. При этом ощущение незавершенности не возникает, наоборот, спектакль Щербакова-Слапковского дает вполне цельное понимание любви к ближнему и ценности бытия. На эту задачу удачно работает в том числе музыкальный фон из песен «Наутилуса Помпилиуса». И если говорить на языке музыкальной терминологии, вся пьеса Слапковского относится к полифоническому жанру, то есть голосов в ней множество. Они или продолжают друг друга, или входят в резкий диссонанс. Возможно, поэтому в партитуре постановки, по крайней мере, два лейтмотива: ансамблевости «Наутилуса» противопоставляется игра одинокого саксофониста, сопровождающего зрителя по «этажам». За музыкантом останутся решающее слово и последняя сольная нота.
Пересказывать все подробности действия трудно, да и нет смысла. Гораздо выразительнее упомянуть, что «Крысу…» «приручали» в знаменитой мастерской Петра Фоменко (Москва) и Театре дождей (Санкт-Петербург). В регионах до Б. Щербакова пьесу ставили в Екатеринбурге, Туле и Омске, где над драмой работал звездный состав, включая обладателя «Кинотавра» Сергея Пускепалиса в качестве постановщика. Слапковский-драматург давно известен публике не только как сценарист «Остановки по требованию». Как признался Борис Щербаков, он выбрал этого автора за адекватное воспроизведение вечных тем в интерьере современности или, точнее, за отражение вечности в зеркале быта.
Любовь и ненависть, жизнь и смерть - вот главные, не покидающие сцену герои. Они разворачивают свои игры с вариациями, используя в качестве инструментов живых персонажей. Меняются декорации, благо экран в зале позволяет это сделать быстро и безболезненно для ритма спектакля. Уходят и приходят обитатели дома, каждый со своими проблемами. Жизнь остается по-ахматовски бренной и прекрасной, пока у человека, стоящего на краю крыши, есть кто-то, готовый спросить, как ему дышится этим вечером...
17 мая 2014 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
