Чего может достигнуть человек, приобщившийся к художественному творчеству уже в зрелые годы, увидели многочисленные посетители персональной выставки картин директора Северо-Кавказского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ доктора исторических наук Галины Малаховой, открывшейся в кисловодском музее «Крепость».

Галина Малахова рассказывает о своем творчестве

Галина Малахова рассказывает о своем творчестве

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Среди посетителей выставки есть и те, кто в зрелом возрасте приобщился к живописи

Среди посетителей выставки есть и те, кто в зрелом возрасте приобщился к живописи

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Пейзаж Галины Малаховой на наждачной бумаге.

Пейзаж Галины Малаховой на наждачной бумаге.

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Она рассказала корреспонденту «СП», что еще в детстве любила рисовать, выпиливать, вырезать из дерева. Но затем на несколько десятилетий карандаш и краски пришлось отложить в сторону. Однако то «нерастраченное, нерасплесканное», что было в душе, видимо, требовало выхода. И вот в 1995 году, будучи в Коктебеле, Галине Малаховой вдруг неудержимо захотелось рисовать. Домой вернулась с двумя карандашными эскизами, которые со временем превратились в полноцветные пастельные пейзажи. С тех пор маститый ученый почти все свободное время проводит у мольберта:

– Для меня это еще и средство релаксации. Меня часто спрашивают: «Почему в ваших картинах все такое спокойное, умиротворенное?». Я обычно отвечаю: «Это то, чего мне не хватает в жизни».

Многие из представленных на выставке «Времена года» пейзажей вызывают искреннее восхищение и тончайшими переливами цвета, и точным, выверенным рисунком. Галина Николаевна уверяет, что специально уроки рисования не брала. Что-то запомнилось со времен школьных уроков рисования и черчения, остальное осваивала, руководствуясь принципом «Чтобы научиться плавать, надо плавать».

В последние годы она безраздельно отдала сердце рисованию сухой пастелью по наждачной бумаге. Эта техника пока еще мало распространена среди художников. Но, думаю, после выставки «Времена года» у нее на Кавминводах появится множество адептов.

Психологи отмечают, что в последние десятилетия среди тех, кому за 40, появляется все больше жаждущих погрузиться в какой-либо вид художественного творчества. Видимо, люди осознают, что у них остался последний шанс реализовать тот дар, что в корне отличает человека от других живых существ, – способность давать жизнь новой реальности, творить доселе небывалое. Посредством каких именно средств и материалов – не суть важно. Однако наиболее часто люди зрелых и даже преклонных лет пытаются реализовать свой творческий потенциал в рисовании и живописи. Например, американка Элизабет Лейтон впервые начала рисовать в возрасте 68 лет, перенеся инсульт. Сейчас поклонники творчества Элизабет требуют объявить ее полотна национальным достоянием.

Впрочем, есть и более близкие нам примеры. В двух сотнях метров от кисловодской «Крепости» находится «Белая вилла» – музей-усадьба лидера художников-передвижников Николая Ярошенко. Три года назад там устроили персональную выставку живописных и графических работ известного кинорежиссера, политика и общественного деятеля Станислава Говорухина. За кисть и краски он впервые взялся весной 1994-го, когда ему исполнилось 58 лет. Толчком стало то, что знакомый художник предложил вместе поехать в Подмосковье на этюды. Я был на открытии выставки и дословно записал рассказ Станислава Сергеевича.

– Такая это оказалась зараза – живопись! – признавался Станислав Сергеевич. – Ни читать, ни писать, ни смотреть телевизор не мог. С трудом дожидался рассвета – и с головой в работу!

Всего за 10 лет Говорухин в своем творчестве поднялся до уровня профессионального живописца и графика. Понятно, что у знаменитого кинорежиссера не было недостатка в советах и наставлениях московских художников.

А как быть тем, у кого нет друзей-художников? Для них есть Интернет, где можно найти подробное описание любых технических приемов. Было бы желание…

.

Николай БЛИЗНЮК