«Ставропольская правда» отмечает 20 лет Рунета
Для большинства из нас регулярное посещение Сети давно стало неотъемлемой частью жизни. Посмотреть новости, узнать в социальных сетях, как дела у друзей, разместить объявление, послушать музыку или посмотреть кино, найти ответы на многие вопросы… С каждым годом Интернет становится все доступнее, его возможности продолжают расширяться.
Многие тенденции, актуальные в те или иные времена для Рунета, кстати, отчетливо проявляются и в «жизни» сайта «Ставропольской правды» – www.stapravda.ru. Напомним, что в свое время редакция «СП» стала первопроходцем среди ставропольских СМИ, запустив 13 лет назад онлайн-версию газеты. За это время ресурс видоизменялся, расширялся и дополнялся, но оставался всегда верен главной идее – оперативно и достоверно информировать читателей о событиях в Ставропольском крае, внося свой творческий вклад в развитие Рунета.
И, по всей видимости, уже много лет у нас это получается, подтверждение тому — неизменно растущее число посетителей. Растет и частота заимствований, вот только, к сожалению, появившиеся в большом количестве новостные ресурсы нередко пополняют свой контент материалами журналистов «СП» без фамилий авторов и ссылок на издание. Но, как говорится, кого уже удивишь воровством в Интернете? И хотя информационные потоки в Сети уже давно основаны на банальной агрегации данных, авторская журналистика, как мы видим по сайту www.stapravda.ru, остается в цене.
Кстати, для того чтобы новости были доступны всем и всегда, уже несколько лет действует мобильная версия сайта. А «Билайн» в рамках сотрудничества со «Ставропольской правдой» предоставил бесплатный доступ к ней для своих абонентов.
Не обошло нас стороной и стремление нынешних печатных СМИ не только рассказать о событии, но и показать его. Постоянные читатели уже заметили, что часть материалов сопровождается видеороликами. Конечно, мы только в начале пути, однако нашу инициативу оценили: видеосюжеты набирают значительное число просмотров. К слову, мы благодарим также наших посетителей за активное участие в опросах, проводимых на сайте www.stapravda.ru. Нам важно знать мнение читателей!
Напоследок немного цифр, отражающих итоги нашей многолетней работы. Сегодня частью Рунета ощущаем себя не только мы, но и примерно 7 тысяч читателей, которые ежедневно заглядывают на сайт «Ставрополки». А за прошедший год у нас «побывали» 1,5 миллиона (!) посетителей. Представьте, это почти каждый второй житель Ставропольского края.
Народный Интернет
Начиная с 1991 года отечественные ресурсы Сети размещались в международных доменах и в зоне .SU. Но после распада Советского Союза началась работа над созданием доменов новых независимых государств. 7 апреля 1994 года для России был зарегистрирован домен .RU и внесен в международную базу данных национальных доменов верхнего уровня. Таким образом, наша страна была официально признана государством, представленным в Интернете. А эту дату принято считать началом момента летоисчисления индустрии российского Интернета. Виртуальный мир, изначально принадлежащий замкнутой системе – эдакой привилегированной касте «компьютерщиков» и продвинутых пользователей, чувствующих огромные перспективы, которые может дать Интернет, – постепенно расширялся, стал открыт и интересен для обывателя. Вначале робко, а затем как снежный ком стали появляться библиотеки, интернет-магазины, развлекательные ресурсы, музыкальные порталы, поисковые системы... Свои сайты начали создавать средства массовой информации и политические партии. В ноябре 2009 года «Яндекс» опубликовал первое собственное «исследование Рунета», в котором, в частности, указывалось, что в индексе этой поисковой системы хранится 140 тысяч гигабайт текстовых данных (или 2,3 триллиона слов) и, если все это распечатать, выйдет состоящий из 10,5 миллиарда страниц куб высотой с девятиэтажный дом!
На данный момент существует множество изысканий, в которых исследователи пытаются подсчитать современную интернет-аудиторию. Так, весьма показательны цифры, озвученные фондом «Общественное мнение» в конце 2013 года, согласно которым, осенью ежемесячная интернет-аудитория в России составила 66,1 млн человек в возрасте старше 18 лет, или 57% населения страны. Среднесуточная аудитория Рунета достигла 52,2 млн человек, что составляет 45% населения России. Особенно популярен Интернет в крупных городах. Больше всего интернет-пользователей, по мнению компании TNS Россия, в возрастной группе от 25 до 44 лет. А основную часть времени люди предпочитают проводить в социальных сетях. Развитие электронных гаджетов стимулирует стремительный рост аудитории мобильного Интернета.
По данным Российской Ассоциации Электронных Коммуникаций, сегодня Сеть насчитывает 56 миллионов пользователей и стоит на 6-ом месте всемирных сегментов Интернета, превосходя других по многим показателям. Например, темп роста интернет-экономики составляет 30% в год, он отстает лишь от китайского национального домена.CN. Количество доменных имен, зарегистрированных в Рунете, - около 5-ти миллионов. В Европе он занимает почетное второе место. Доля международного рынка российского домена составляет 50%. Также около 800 тысяч пользователей насчитывает домен .РФ. Кстати, это превый в Интернете домен на кириллице. С ноября 2010 года регистрация доменных имен в зоне .РФ доступна для всех желающих. В настоящее время русский язык считается вторым по популярности в интернет-пространстве после английского.
Что интересно, далеко не все верили в успех развития Интернета. Более того, долгое время он был коммерчески убыточным. К 2000 году (у нас – к 2002 году) Сеть как вид бизнеса зашла в тупик. Расходы, вложенные в совершенствование сетевых сервисов, не давали отдачи. Деньги и перспективу принесла новая стратегия развития. Принципиально иную сетевую идеологию сформулировал американец Тим О’Рейли, назвав ее «Веб 2.0». Он постулировал право пользователей самостоятельно производить контент и управлять им. Благодаря социальным сетям, блогосфере, Википедии, различным сервисам, позволяющим вести публичные авторские дневники, хранилищам видеороликов и фотографий, гражданской журналистике Интернет стал по-настоящему народным. Оказалось, деньги можно зарабатывать, предоставляя простым пользователям бесплатно массу интересных услуг, еще недавно недешевых, а поэтому, как правило, недоступных. Создатели интернет-контента стали зависеть не только от спонсора, но от читателя, успех проекта – от числа посетителей сайта. У человека появилась возможность выбирать, и ему это понравилось!
Сегодня быть представленным в сети Интернет – правило хорошего тона для любого успешного предприятия, коммерческой или некоммерческой организации. Интернет смог создать единую информационную площадку, объединившую миллионы людей практически всей планеты.
Кстати, помимо Дня рождения Рунета существуют и другие сетевые праздники: 30 сентября отмечается День Интернета в России, а 4 апреля обозначен как Международный день Интернета и веб-мастера.