Как объясняет отмену электричек на КМВ Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания
Конечно, руководителям компании следовало бы рассказать населению о предстоящих непопулярных мерах до, а не после свершившегося факта. Да и обсудить проблему, затрагивающую жизненно важные интересы сотен тысяч жителей Ставрополья, хорошо бы обстоятельно, в присутствии оппонентов из краевого министерства транспорта. Увы, ростовские железнодорожные боссы удостоили ставропольчан лишь сумбурным подобием пресс-конференции в кассовом зале пригородных поездов.
Встречу с журналистами Андрей Лесниченко начал с того, что отметил: пригородные пассажирские перевозки убыточны везде.
- Компания несет убытки и не может их компенсировать за счет собственных средств, - заявил гендиректор. - А в бюджете Ставропольского края на эти цели не заложено ни рубля.
Конечно, на это замечание хотелось бы услышать ответ специалистов краевого правительства. Но их на пресс-конференцию не пригласили. Попробуем разобраться сами.
По идее, единственный источник дохода перевозчика - плата за проезд, которую взимают с пассажиров. Следовательно, чем больше пассажиров, чем действеннее контроль за тем, чтобы в поездах не было «зайцев», тем весомее доходы компании. Когда электрички на ветке Кисловодск - Минеральные Воды курсировали через каждые 30 - 40 минут, практически все жители Кавминвод ездили только на пригородных поездах. Ныне же, когда следующей электрички приходится ожидать час-два, многие идут на автовокзал. Так что изрядной части доходов железнодорожники лишили себя сами. К тому же ныне все состоятельные граждане передвигаются на собственных или служебных авто. А общественным транспортом, как правило, пользуются те, кто вынужден считать каждую копейку. Вот они и считают: сейчас из Кисловодска в Минеральные Воды на автобусе можно доехать за 90 рублей, а на электричке после введения в январе нынешнего года нового тарифа - за 130. И по этой причине железная дорога потеряла много пассажиров.
Андрей Лесниченко сообщил журналистам, что в Ставропольском крае тариф на проезд в пригородных пассажирских поездах самый высокий среди всех регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Но тут же пояснил: тарифы устанавливают не железнодорожники, а региональные тарифные комиссии (РТК).
По решению Ставропольской РТК с января нынешнего года тариф в нашем крае составляет 18 рублей 9 копеек за 10 километров пути. А, например, в Краснодарском крае за одну зону пассажиры платят 14 рублей, в Ростовской области - 12. В республиках же и вовсе от 8 до 13 рублей. Но, оказывается, для ОАО «СКППК» мало того, что платят ставропольцы. Компания предлагает поднять тариф до 24 рублей 20 копеек. Или разом покрыть из регионального бюджета все плановые убытки перевозчика. После некоторой заминки Андрей Лесниченко назвал сумму - 268 миллионов рублей. Для бюджета Ставрополья это непосильно. На сайте ОАО «СКППК» находим цифру: за 2013 год убытки компании от перевозок на территории нашего края составили 192,9 миллиона рублей. Это при том, что тариф был 13 рублей 30 копеек. В этом же году существенно выросли и тариф, и требуемая сумма компенсации.
Коль скоро аппетит перевозчика на бюджетные деньги Ставропольского края неуклонно растет, то, наверное, следует пристальнее взглянуть на другую составляющую убытков ОАО «СКППК» - затраты. Подробную раскладку расходов компании на сумбурной пресс-конференции узнать не удалось. Но одну цифру Андрей Лесниченко озвучил:
- 80 процентов наших затрат - это аренда подвижного состава у ОАО «РЖД».
Напомню, что Северо-Кавказская пригородная компания - «дочка» ОАО «РЖД», поэтому удивляют столь колоссальные платежи за аренду.
Есть ли выход из тупика? Гендиректор ОАО «СКППК» заверил, что компания пытается оптимизировать свои расходы. В частности, вносит технические изменения, которые позволят составлять поезда не из шести, а из четырех вагонов.
- Сейчас мы ведем широкие разноплановые консультации. Надеюсь, в ближайшие две-три недели найдем взаимоприемлемое решение, потому что как ни крути, а это социально значимый вопрос, - обнадежил Андрей Лесниченко и добавил: - Если не придем к компромиссу, то придется продолжить отмену поездов.
26 марта 2014 года