Интересы бизнеса для властей Кисловодска оказались важнее развития курорта
- Ежегодно от болезней сердечно-сосудистой системы в России умирают полтора миллиона человек. Большинство из них – люди трудоспособного возраста, - говорит Юрий Хуцистов. - Когда выдающегося кардиохирурга Рената Акчурина спросили, каким образом можно сохранить жизнь и вернуть здоровье миллионам россиян, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, он посоветовал обратиться к опыту кисловодских санаториев. Действительно, высокая эффективность лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в кисловодских здравницах доказана двухсотлетней практикой. Поэтому курорт Кисловодск может и должен выполнять задачу государственной важности – реабилитации россиян, перенесших операции на сердце и сосудах, а также предупреждения рецидивов заболевания. Однако в последние два десятка лет развитию санаторно-курортного комплекса в Кисловодске не уделяют должного внимания, а уникальным природным лечебным факторам наносит ущерб безудержная погоня за прибылью.
- У руководителей города своя «правда». Они считали, что городской бюджет очень мало получает от здравниц, поскольку собственники большинства из них зарегистрированы в Москве, других мегаполисах России, а то и за рубежом. А потому, мол, пополнить городскую казну можно только за счет развития малого и среднего бизнеса.
- Это в корне неверное утверждение. Помимо налоговых отчислений санаторно-курортный комплекс дает Кисловодску главное – имидж всероссийской здравницы. Без него наш маленький город влачил бы жалкое существование. Любые другие векторы развития здесь бесперспективны. Ни промышленным или торговым центром, ни неким отечественным Лас-Вегасом Кисловодск никогда не станет. А потому местным властям следовало бы сосредоточиться именно на развитии санаторно-курортной инфраструктуры и сохранении природных лечебных факторов. В советские времена так оно и было. Я хорошо помню, сколько усилий горком КПСС и горисполком прилагали, чтобы развить курорт в районе нынешних улиц Декабристов, Пятигорской и верхней части улицы Широкой. В то время эта живописная балка между отрогами Джинальского хребта была застроена частными домами. Несколько лет их жильцов уговаривали переселиться, предлагали взамен ветхих хат благоустроенные квартиры. А все для того, чтобы в балке разбить парк, который объединил бы санатории «Москва» и «Джинал» в единый рекреационный комплекс с санаториями «Россия» и имени Орджоникидзе, а также с действующим Курортным парком. Был даже запланирован фуникулер из балки на гребень хребта. Увы, все пошло прахом, потому что в постсоветские времена сочли более выгодным отдать землю в курортной зоне под коттеджи состоятельных граждан. Таким образом, сиюминутные интересы бизнеса для власти новой волны оказались важнее развития курорта.
- Похоже, эта политика продолжается и ныне. Там же, на улице Декабристов, буквально на границе Курортного парка, построили и сейчас готовят к сдаче громадный восьмиэтажный жилой дом улучшенной планировки.
- Многоэтажная точечная жилая застройка Кисловодска, на мой взгляд, свидетельствует о пренебрежении не только интересами курорта, но и самих горожан. Открывающиеся взору красивейшие ландшафты – это один из природных лечебных факторов Кисловодска. Громады жилых многоэтажек в курортной зоне изрядно испортили его. Кроме того, они затрудняют и без того слабую вентиляцию города, лишая курорт еще одного природного лечебного фактора – чистейшего горного воздуха. К тому же некоторые многоэтажные здания стоят на горных породах, через которые проходит нарзан. А это уже угроза главному богатству нашего города. Квартиры в коммерческих домах большинству кисловодчан не по карману. Поэтому их возведение нисколько не уменьшило социальную напряженность в городе. Скорее, наоборот. Ветхие водопроводные и канализационные сети не выдержат дополнительной нагрузки от сотен новых квартир. Это значит, что порывы на линии и всевозможные аварии будут случаться чаще, что нанесет значительный вред горожанам. Поскольку цены в элитарных многоэтажках запредельные, многие квартиры и спустя несколько лет после сдачи домов пустуют. Только благодаря этому канализационные сети пока более-менее справляются с нагрузкой.
В общем, по моему мнению, социально ответственная исполнительная власть должна категорически запретить коммерческое жилищное строительство в центре города-курорта. В Кисловодске можно строить только социальное жилье на свободных территориях. Да и то с оглядкой, поскольку при научно обоснованной численности населения города-курорта в 80 – 90 тысяч человек она уже достигла 140 тысяч. Та же картина со всевозможными торговыми центрами. Есть четкие расчеты, сколько курортному городу с определенной численностью населения требуется магазинов, кафе и так далее. Но исполнительная власть вновь и вновь дает разрешения на открытие торговых центров, кафе, залов торжеств.
- Сколько я помню, на любые подобные доводы в администрации Кисловодска возражали: «Но ведь городу нужны инвестиции…».
- Вы посмотрите, сплошь и рядом – здание еще не достроили, а на нем уже красуется надпись «Аренда». Какие же это инвестиции? Нет, это называется иначе: хапнул кусок драгоценной земли города-курорта только для того, чтобы до скончания веков собирать плату с арендаторов. Если уж привлекать инвесторов, то только способных принести реальную пользу курорту. Спрашивается: где инвесторы, которые построили бы в задыхающемся от автотранспорта городе-курорте многоуровневые парковки или, например, наладили производство экологически чистых продуктов питания для горожан и отдыхающих? Многие помнят, какие вкусные и полезные йогурты, кефир, ряженку, сметану выпускал Кисловодский молзавод. Вот если б нашелся инвестор, который возродил производство, я бы первый ему аплодировал. Но, увы, на улице Куйбышева, на месте бывших цехов молзавода, уже строят очередной многоэтажный жилой дом.
Или пусть администрация привлечет инвестора, который возродит Кисловодский мясокомбинат. Сколько лет прошло, а до сих пор жива слава о вкуснейших кисловодских колбасах. Но нет, всенародно избранные мэры Кисловодска почему-то привлекали инвесторов, которые, на мой взгляд, приносили курорту больше вреда, чем пользы. Нет никаких подвижек и в решении такой жизненно важной проблемы, как ограничение на въезд автотранспорта в город-курорт. Конечно, в этом вопросе местной власти требуется поддержка губернатора края. Но готовиться к возможным ограничениям нужно уже сейчас: определить места перехватывающих парковок, подготовить проекты кемпингов, изменить схему движения городского транспорта. Как депутат городской Думы я готов разделить ответственность за допущенные ошибки. Но давайте не будем лукавить: при ныне существующей системе всенародных выборов главы города исполнительная власть не всегда прислушивается к мнению депутатов. Вот если городским хозяйством будет управлять нанятый по контракту глава администрации, то тогда депутаты смогут эффективно контролировать все управленческие решения.
21 марта 2014 года