Наследники классической лиры

В природе отличительный признак живого от неживого - способность к росту.

Вспоминаю тех своих собратьев по перу, кто был рядом в пору моего вхождения в литературу, творческого становления, и могу так охарактеризовать их всех одним словом: они были живые. Каждый в меру отпущенного ему природой дарования стремился к самопознанию, пропускал через себя токи земные и небесные, совершенствовал свой слог, имея перед собой высокие образцы поэтического искусства. Все они ощущали себя наследниками классической лиры, к каждому можно отнести вот эти слова из стихотворения Анатолия Передреева «Поэту»:

…Ты помнил тех далеких, но живых,

Ты победил косноязычье мира,

И в наши дни ты поднял лиру их,

Хоть тяжела классическая лира!

Классическая лира, тяготеющая к исповедальности, требовала полной открытости сердца. И не о том ли стихотворение Раисы Котовской «Панцирь»?

Вот рачок вдоль речки ковыляет.

Мал еще, а панцирем оброс.

Что с того, что панцирь защищает!

Он надолго сковывает рост.

Сама Раиса жила без панциря, принимая на себя волнения и бури жизни через личностные переживания.

Удивил всех под занавес своей жизни Игорь Романов: утвердившийся в литературе преимущественно как сатирик и юморист, поэт выдал на-гора двухтомник проникновенной лирики, изданный уже после его кончины.

Прирожденная детскость Александра Екимцева, чье имя сегодня носит краевая детская библиотека, переходит и в его стихи для взрослых. По-ребячески он и шутил в дружеском кругу. Толкнет кого-то под руку и кивает на меня: «Мы с Ленкой в одной деревне через речку жили». Не жили «через речку», но земляки - с Брянщины. А познакомились тут, на Ставрополье. Вспоминаю нашу с ним последнюю встречу. Тогда я еще не знала, что она будет последней. Однако эта встреча оставила в душе тревожный след. Побеседовать ясным осенним днем в сквере на Комсомольской горке, как мы замыслили в разговоре по телефону, не удалось: прихожу, а Саша держится рукой за сердце, прислонясь к стволу каштана… Потом он будет бесшабашно улыбаться, выйдя из процедурного кабинета «Скорой помощи»: «Представляешь, сказали, что если бы не обратился к ним, мог бы умереть…». Это случится несколько позже...

А в какого замечательного поэта обещал вырасти Саша Ревенко! Уже выпустил две книжки в столице, работал редактором в издательстве «Современник». Делился со мной планами: «Я обязательно буду помогать своим талантливым ребятам пробиться в печать». И надо же, несчастный случай: неудачно перешел дорогу на шумной столичной улице. «Какая же она жестокая, Москва!» - будет убиваться мать над гробом сына. Ему едва исполнилось 29…

Геннадий Колесников. Автор текста широко известной песни «Тополя», ставшей музыкальной визитной карточкой Ставрополья. В его судьбе был заложен изначальный трагизм: младенцем упал в подвал, получил непоправимое увечье - травму позвоночника. Впрочем, поправили бы Гену, выпрямили бы, если бы не война. Детскому противотуберкулезному диспансеру, что функционировал под Пятигорском еще до войны, пришлось во время нашествия гитлеровцев прекратить свою деятельность. Так и остался Гена маленького росточка - рост его ушел в горб. Но только не сломился духом этот одаренный человек - стал замечательным поэтом.

Мало кто знает, что Андрей Губин, автор широко известного романа «Молоко волчицы», считал себя в первую очередь поэтом, мечтал издать книгу стихотворений, однако пока что это его желание остается неосуществленным.

Краток неспокойный век поэта - ,

Испокон доныне, оттого

Что тревоги суетного света

Злее всех преследуют его.

Истинно так, как пишет в своем стихотворении «Век поэта» Игорь Романов.

Ушли из жизни поэты, но их строки и сегодня способны трогать сердца читателей. Так хочется, чтобы их голоса не заглохли, и пусть они прозвучат вновь в преддверии Всемирного дня поэзии - 21 марта. Как и посвящения им, ушедшим, живых и тех, кто последовал вслед за ними.

Елена ИВАНОВА
«Наследники классической лиры»
Газета «Ставропольская правда»
19 марта 2014 года