07:46, 31 января 2014 года

Как распорядится город Сочи своим олимпийским наследием

Преображенный Сочи

Активное строительство в приморском городе началось в конце 2008 – начале 2009 года. В итоге фактически вырос новый курорт! Сочи давно нуждался в капитальном ремонте. Достаточно вспомнить, в каких условиях приходилось жить в конце девяностых. Зима становилась временем выживания: бывало, сочинцы по две недели сидели без света и тепла. Стоило выпасть снегу, город погружался во тьму, поскольку высоковольтные линии в горах рвались, а своей генерации на курорте не было. Теперь ситуация кардинально изменилась. Вместо 240 мегаватт, которых здесь катастрофически не хватало, с вводом в эксплуатацию новых объектов генерации появится 1200 мегаватт. Реконструированы распределительные сети в Адлерском, Хостинском и Центральном районах. Город получил более 550 километров высоковольтных линий электропередачи, две ТЭС и одну ТЭЦ, 17 подстанций.

В Сочи, по сути, не было канализации. Построенные еще в середине прошлого века очистные сооружения давно устарели. Изношенность канализационных сетей во многих районах доходила до 80 процентов. Некоторые из них вовсе не функционировали. Помню, как в начале 2000-х годов, находясь на сочинском пляже, я была неприятно удивлена, увидев, как сточные воды местных кафе открыто стекают в море, а в нескольких метрах загорают и купаются люди. Желание еще раз ехать туда на отдых напрочь отпало. Но теперь у города появилась современная система очистки сточных вод. Построены новые водозаборы, коллекторы, реконструированы существующие сети.

Сочи стал первым городом в России, где нет ни одного мусорного полигона. Свалки в Адлере и Лоо закрыты. Весь мусор перерабатывается на мусоросортировочном заводе в Хостинском районе, а затем вывозится для утилизации на межмуниципальный полигон в Белореченский район.

В течение последних лет на курорте проведена глобальная реконструкция старого жилого фонда. Возведено новое жилье. Предположительно, в мае 2014 года его обладателями в большинстве своем станут социальные работники, врачи и учителя. Развитие гостиничного хозяйства города позволит трудоустроить в сфере гостеприимства более 30 тысяч постоянно занятых работников.

Морское такси и гондольные канатные дороги

Готовясь к Олимпиаде, Сочи получил 360 километров дорог и мостов. Самым масштабным и сложным объектом, построенным специально к Играм, стала основная транспортная артерия Олимпиады - совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер - горноклиматический курорт  «Альпика-Сервис». Ее пропускная способность в час до 8,5 тысячи пассажиров по железной дороге и до 11,5 тысячи по автодороге.

Модернизации подверглась и железнодорожная инфраструктура. Построены вторые сплошные пути от Туапсе до Адлера. Реконструированы железнодорожные станции, на железнодорожных вокзалах установлено оборудование для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья.

Реконструирован аэропорт. Он стал комфортнее, безопаснее, работает по современным требованиям. Расширены порты и портовые пункты, что позволит швартоваться сотням яхт, пользоваться настоящим «водным такси».

Еще один новый вид транспорта – современные скоростные гондольные канатные дороги 3S (гондолы движутся на трех тросах – отсюда и название), доставляющие гостей от железнодорожной станции «Альпика-Сервис» на площадку Псехако (1436 метров над уровнем моря) за 12 минут. За это время гондолы проходят 5370 метров – это самая длинная канатная дорога подобного типа. Интересно, что перевозить с ее помощью можно не только людей, но и крупные грузы (например, автомобили).

Прибрежный Олимпийский парк

В Имеретинской низменности разместился Олимпийский парк с ледовыми аренами, в Красной Поляне – сооружения для проведения стартов на снегу, а также санно-бобслейная трасса и трамплины. Из более 400 олимпийских объектов только 11 предназначены для соревнований, остальные – необходимая инфраструктура. Украшение гигантского парка - десятки тысяч вечнозеленых деревьев и кустарников – растения-экзоты из Европы и растения-аборигены из сочинских и краснодарских питомников.

Церемонии открытия и закрытия зимних Игр-2014 пройдут на стадионе «Фишт». После Олимпиады здесь планируют проводить массовые концерты и спортивные соревнования. Например, он будет принимать футбольные матчи.

Ледовая арена «Шайба» после Игр станет Всероссийским дет­ским спор­тивно-образо­ва­­­тельным центром. Основному олим­пийскому хоккейному ле­довому дворцу «Большой» уго­тована судьба многофунк­ци­­онального спортивного и развлекательного центра.

Керлинговый «Ледяной куб» - самая миниатюрная арена Олимпийского парка - после Игр переедет в другой регион. А вот в «Айсберге» заработает велодром.

Самое длинное сооружение в Олимпийском парке – конькобежный центр «Адлер-Арена». Здесь пройдут соревнования по скоростному бегу на коньках. Затем он станет крупнейшим на Юге России торгово-выставочным комплексом...

В трех километрах от Олимпийского парка возведен еще один уникальный комплекс. О нем мало рассказывают, поскольку к спорту он имеет опосредованное отношение. Это фабрика-прачечная, которая будет обслуживать участников и гостей Игр, а затем сочинские отели и другие объекты инфраструктуры, которые нуждаются в регулярной профессиональной обработке текстильных изделий. Она представляет собой комплекс производственных и административно-бытовых зданий. Весь процесс автоматизирован. Агрегаты способны стирать, сушить, гладить, чистить и дезинфицировать до 100 тонн белья в сутки. Сочинская прачечная - одна из самых крупных в России. Это 200 новых рабочих мест.

Зимний кластер

Главная уникальность и конкурентное преимущество Сочи в том, что он одновременно может являться всесезонным пляжным и горным курортом. Здесь практически заново возведены четыре горнолыжных комплекса - «Лаура», «Горная карусель», «Роза Хутор», «Альпика-Сервис».

На горнолыжных трассах «Роза Хутор» будет разыграно наибольшее количество медалей. Здесь пройдут соревнования по скоростному спуску, слалому, слалому-гиганту и слалому-супергиганту. После Олимпиады трассы будут доступны для туристов. Сам горнолыжный курорт действительно красив. Этакий европейский мини-городок, расположенный в окружении гор. Мостовая уложена плиткой, через горную реку перекинут готический мостик, дополняют картину невысокие здания с башенками. По примерным подсчетам, отдохнуть здесь обычному туристу будет стоить примерно шесть тысяч в сутки. В эту сумму входят проживание, питание и аренда снаряжения.

На специальных площадках стоят гигантские серебристые палатки размером с пятиэтажное здание. Это снегохранилища. Утверждают, что по площади они самые большие в Европе – на всех точках собрано 450 тысяч тонн снега. Здесь же установлены десятки стационарных и передвижных снежных пушек. Артиллерия готова!

Большая деревня

Что до местных жителей, то лично у меня сложилось впечатление, что они не очень рады свалившемуся на них «счастью». Восторженные отзывы о метаморфозах, происходящих с городом, довелось слышать только от людей, непосредственно задействованных в процессе преобразования Сочи в модный суперсовременный круглогодичный курорт. В словах обычных сочинцев - продавцов, водителей, молодежи - чувствовалась хроническая усталость от резких перемен, нарушивших их привычное существование. Они жаловались на бесконечную стройку, пробки, колоссальный приток гаст­арбайтеров разных национальностей и волну преступности с их участием.

Вспоминали, как в начале строительства по домам горожан разносили уведомления, в которых настоятельно рекомендовалось в конкретные сроки привести свои дома к единому архитектурному облику. Мол, прежний портит шиферная крыша и разно-цветные заборы. По инструкции дома должны были стать бежевых оттенков, ограда и крыша – коричневые. Горожанам якобы запрещали строительство новых домов, чтобы к Олимпиаде не было недостроев. «Закрытие» города для въезда на время Игр бьет по карману среднего и малого бизнеса, который несет ущерб из-за прерванных торговых отношений.

«Люди на курортах не привыкли много работать - большинство горожан существуют за счет сдачи жилья отдыхающим. А инфраструктуру обслуживают приезжающие на сезонные заработки. Сочи - это большая деревня. Здесь нет необходимого количества своих специалистов. И мало кто из простых жителей действительно верит в то, что город станет европейским круглогодичным курортом», - заявила мне одна из собеседниц.

Наверное, Сочи понадобится еще не один год, чтобы привыкнуть к своему новому статусу и научиться пользоваться неожиданно обретенным богатством.

«Олимпийское наследие: амбиции и пессимизм»
Газета «Ставропольская правда»
31 января 2014 года