© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Еще в советские времена Кавминводы благодаря отлично организованному пригородному железнодорожному сообщению превратились, по сути, в единый мегаполис. Каждый день десятки тысяч жителей курортного региона ездили на работу, учебу, отдых, а то и за покупками в города Кавминвод. Например, моя знакомая пенсионерка каждую субботу из Кисловодска отправлялась за продуктами на Центральный рынок Минеральных Вод, там все было дешевле. Да и почему не поехать, если электрички шли через каждые 30 – 40 минут, а билет стоил сущие копейки?

Но с тех пор как грандиозное железнодорожное хозяйство страны перешло в ведение ОАО «РЖД», а у него в 2007 году появилась «дочка» «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (СКППК), с пригородным сообщением на Кавминводах начались неувязки. Железнодорожники регулярно заявляли, что они несут колоссальные убытки, и требовали компенсацию от властей Ставропольского края. Региональные власти, со своей стороны, уверяли, что железнодорожники чрезмерно завышают данные о расходах при организации пригородного сообщения на самой загруженной железнодорожной ветке Северного Кавказа. Много раз проводили независимые экспертизы, создавали согласительные комиссии, но к согласию так и не пришли.

Периодически спор достигал такого накала, что СКППК заявляла о намерении отменить 15 пар пригородных электропоездов. Всем было ясно, что это обернется социальным взрывом. К тому же дезинтеграция Кавминвод неизбежно повлечет спад в экономике курортной отрасли, а введение дополнительных рейсов автобусов и маршруток усугубит и без того острые экологические проблемы. И все же полномасштабного кризиса удалось избежать – стороны пошли на временный компромисс. Железнодорожники увеличили интервалы в движении электропоездов, а региональная тарифная комиссия (РТК) лишь несколько повысила тариф.

От былого комфорта пригородного железнодорожного сообщения «Минеральные Воды – Кисловодск» мало что осталось. Интервал движения электричек составляет 1 – 1,5 часа. Да и стоимость проезда весьма ощутима для тех, кому приходится ездить каждый день. И вот теперь, согласно постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края, тариф подрос с 13 сразу до 18 рублей за зону. А таковых зон от Минеральных Вод до Кисловодска семь. То есть если еще вчера за поездку из одного конца Кавминвод в другой и обратно люди выкладывали около 200 рублей, то отныне придется отстегивать почти 300. А ведь зарплаты в курортном регионе по большей части не превышают 10 – 15 тысяч рублей в месяц.

Николай БЛИЗНЮК

«Кусачие» электрички / Газета «Ставропольская правда» / 10 января 2014 г.