Галина Туз: Фасолины в сите

Если чуть перевести дух от ежедневной бешеной гонки, посидеть спокойно и внимательнее всмотреться в окружающее, то окажется, что, по сути, не так уж много изменилось с тех пор, как поменялось в стране общественное устройство и жизнь встряхнула нас вроде фасолин в сите. Да, мы все подлетели кверху, а потом приземлились – те же фасолины, то же сито. Разве что легли несколько по-другому.

Троллейбусы по городу те же бегают, что бегали и 20, и 40 лет назад, те же каменные бабы стоят у краеведческого музея. При желании можно обнять их (баб, а не троллейбусы) и залиться ностальгическими слезами – чем не намоленное местечко нашего детства?

Да и люди вроде бы те же самые, и разговоры все до боли знакомы – о дороговизне жизни, о непослушании детей, о том, что здоровьечко-то сдает... Но в этот недружный многоголосый хор вдруг вплетаются голоса, несущие информацию вполне неожиданную, плоть от плоти времени настоящего, а не прошлого.

Встречаю я недавно свою знакомую, с которой не виделись много лет. Она расспрашивает о делах семейных и в частности интересуется детьми. «Ну а сын-то у тебя, – говорит, – хороший?» – «Хороший», – отвечаю. «Без вредных привычек? Высокий-симпатичный? И учится хорошо?» – «Ну, – говорю, – в общих чертах, да» – «Так его по нынешним временам можно выгодно продать!» – «?!» – «Смотри: у многих богатых людей подрастают дочери. Родители задумываются об их будущем. Денег богатым не надо, у них самих денег хватает. А вот чтоб в семье появились здоровые и красивые внуки – это их волнует. И чтоб у дочки муж, а у них зять был умный, приятной внешности и с хорошим характером». «Что, – говорю, – вроде как породистого коня выбирают?» – «Ну да, вроде того».

И моя знакомая пошла по своим делам, оставив меня в глубокой печали. Нет, я грустила не по поводу гипотетической судьбы несчастного сына, которого стоит продать срочно и подороже. Я расстроилась из-за того, что поняла: на ниве нашего всеобщего бега за материальными благами и должно было вырасти нечто подобное. А чего бы мы хотели, если пресловутое «умение жить» считается теперь самым положительным человеческим качеством? Вот и живи, «проданный человек», ежесекундно заглядывая в глаза своей миленькой маленькой женушке, ежеминутно внимая с открытым ртом любым глупостям тестя, ежедневно метя полик у тещи... Ну а что, в создавшейся ситуации чувство собственного достоинства сродни аппендиксу, непонятно для чего предназначенному, но, не дай бог, воспалится.

Согласна, уж где-где, а в нашей стране это самое чувство никогда в чести и не пребывало. Чиновники «при всех царях» могли задвинуть куда подальше любого гражданина, причем без всяких церемоний. К тому же иерархичность нашего общества чуть ли не с каменного века выстроена так надежно, что попробуй смести какой камешек, да ведь посыпаться может все. И ни в какой зазор чувство собственного достоинства здесь не всунешь.

...Так вот я ж и говорю: если сильно не вдаваться в подробности, люди меняются мало, особенно если речь идет об их материальном благополучии. Хотя бы даже и ценой продажи сына. Ну или совести, к примеру.

Галина ТУЗ
«Фасолины в сите»
Газета «Ставропольская правда»
21 декабря 2013 года