Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

© Фото пресс-службы ДСК

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

© Фото пресс-службы ДСК

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

© Фото пресс-службы ДСК

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

© Фото пресс-службы ДСК

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

© Фото пресс-службы ДСК

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

Публичные слушания по проекту бюджета Ставропольского края на 2014 год

© Фото пресс-службы ДСК

С самого начала всем было понятно, что складывающаяся экономическая ситуация в стране и крае обязывает к принятию реалистичных, взвешенных и по ряду позиций жестких решений. Поэтому основная идея проекта главного финансового документа региона – жить по средствам и целенаправленно работать над увеличением доходной части бюджета.

Как будет складываться будущий финансовый год, рассказала вице-премьер – министр финансов края Лариса Калинченко. «Напомню, – отметила она, – что закон о проекте бюджета на 2014 год у нас уже есть, его принимали год назад, учитывая, что главный финансовый документ в соответствии с законодательными новациями рассчитывался на трехлетнюю перспективу. Формировался законопроект на основании прогноза развития Ставрополья и изменений федерального и соответственно краевого законодательства. Однако с тех пор ситуация в экономике изменилась, и понятно, что принятый ранее документ требует существенных корректировок. Нельзя не учитывать процессы, отрицательно сказывающиеся на динамике поступления доходов. Это, в частности, снижение роста регионального валового продукта, поступлений от налога на прибыль, ожидаемое повышение заработной платы ряду категорий бюджетников, которое теперь будет осуществляться за счет субъектовых средств. Кроме того, структуру краевых доходов изменят новации этого года, касающиеся перераспределения доходных источников и полномочий между различными уровнями власти. В частности, 50% НДФЛ на иностранных граждан передается на федеральный уровень, 10% акцизов на нефтепродукты с субъектового уровня уйдет на уровень муниципальный и т.д.».

Из сказанного вице-премьером понятно, что, проектируя структуру доходов краевого и муниципальных бюджетов, нельзя не учитывать уровень федеральной финансовой помощи. По предварительным данным, не привязанных к конкретным целевым программам дотаций и субсидий край получит на 2 млрд рублей меньше. Что касается «окрашенной» поддержки, что подразумевает точную адресацию федеральных средств, то ее объемы планируются с увеличением. Однако сумма еще будет корректироваться в течение первого квартала будущего года.

«В прогнозе на будущий год прирост основных налогов – на прибыль и НДФЛ – ожидается в размере 0,5 и 26% соответственно. Учитывая, что доля этих двух налогов в консолидированном краевом бюджете составляет более 60%, то говорить сегодня о том, что мы стоим на месте, преждевременно, – подчеркнула Л. Калинченко. – Нет спада в экономике. Мы развиваемся. Об этом свидетельствует и ряд других факторов».

Однако оптимистичной ситуацию, как следовало из дальнейшего доклада, назвать трудно. Безусловно, потребность в финансах всегда выше, чем сумма, которую способны обеспечить доходные источники. Однако снижение темпов экономического развития на уровне как федеральном, так и региональном уже сегодня ставит достаточно жесткие требования. Какими бы важными ни казались планируемые расходы, следует подумать об их ограничении. Если перевести на бытовой уровень, формулировка проста: жить следует по средствам, как бы нам ни хотелось другого.

«Консервативный вариант написания главного финансового документа всегда предпочтительнее, – отметила вице-премьер края. – Наша задача – как можно реалистичнее оценить доходы бюджета и не забывать при этом о долгосрочных целях, которые предусматриваются трехлетним бюджетом. Мы обязаны выполнить майские указы президента о повышении заработной платы бюджетникам, обеспечить реконструкцию дошкольных учреждений и финансирование мер социальной поддержки длящейся помощи. Общая цена вопроса – 4,2 млрд рублей. В связи с увеличением взносов в фонд обязательного медицинского страхования еще 1,8 млрд рублей надо выделить на развитие краевого здравоохранения».

Обязательств много, а средств на их выполнение не хватает. В этой ситуации наиважнейшей задачей является обеспечение сбалансированности бюджета по доходам и расходам. С уменьшением финансовой помощи из центра и передачей ряда федеральных полномочий на уровень субъекта сделать это сложнее. В этой ситуации дефицит бюджета является тем самым инструментом, который помогает достичь требуемого равновесия. Но даже при максимально возможном дефиците эта проблема не может быть решена полностью. Надо учитывать, что от целого ряда расходов отказаться будет нельзя. Таковы требования федерального законодательства. Доля расходов таких бюджетоемких отраслей, как образование, здравоохранение и собственно социальная политика, – 70 %. Таким образом, ярко выраженная социальная ориентированность бюджета сохраняется. При этом нельзя полностью отказаться от поддержки реального сектора, АПК, бюджетных инвестиций в строительную отрасль края. При перераспределении средств между отраслями, несмотря на режим жесткой экономии, требуется усилить поддержку ЖКХ, учитывая его социальную значимость. Флажков-ограничителей хватает. Как проскочить между ними, не сбив ни одного?

Дефицит бюджета в итоге складывается в сумме 6,7 млрд рублей. В качестве источников покрытия этого разрыва между расходной и доходной частью Л. Калинченко был назван очередной транш краевых облигаций. Не обойтись и без зай-мов в кредитных учреждениях. Безусловно, эта мера увеличивает госдолг. Но иначе не справиться. Есть и хорошая новость. Удалось, как сообщила вице-премьер края, произвести рассрочку долговых обязательств. В их структуре теперь наблюдается превалирование долгосрочных и среднесрочных кредитов. Сроком на год – таких почти нет. Банки готовы занимать более «длинные» деньги, и это дает возможность снизить нагрузку на каждый последующий год. Но даже при таких обстоятельствах высокая закредитованность чревата финансовыми рисками.

Поэтому требуется дополнительный инструментарий для подстраховки. Минфин отказался от амбициозного прогноза доходов 2014 года, а в качестве «подушки безопасности» займется формированием краевого резервного фонда, в котором будут накапливаться нерасходованные бюджетные средства, так называемые остатки на счетах. Еще одна новация – целевое финансирование муниципалитетов не ежемесячно, примерно равными долями, как это делалось до сих пор, а по фактической потребности, когда готовы платежные документы для оплаты. В этом случае можно сэкономить за счет сокращения числа займов в кредитных учреждениях и, соответственно, процентов по ним.

Но, как говорится, сколько ни экономь, денег не прибавится. Задача номер один – эффективные меры по усилению налогового потенциала края. По словам руководителя УФНС по СК Владимира Воронкова, до сих наблюдался стабильный рост налоговых поступлений, превышавший показатели инфляции. По итогам девяти месяцев этого года по сравнению с прошлым годом темпы снижены. Зафиксирован рост по всем видам налогов, кроме двух, особо значимых для экономики края. Прежде всего это единый сельхозналог, что связано с сокращением объемов производства в отрасли. Не добавляет оптимизма и налог на прибыль организаций. Дело в том, что в структуре налогоплательщиков краевых всего 25%. Остальные – это филиалы крупнейших холдингов, так называемая группа консолидированных налогоплательщиков. Эти выплаты в бюджет уходят из края по месту «основной прописки». В. Воронков с горечью заметил, что существенно повлиять на ситуацию на краевом уровне налоговики не могут, не являясь администраторами по данным налогам. Каким бы несправедливым ни представлялось подобное положение дел, такова буква федерального закона. Поэтому искать резервы придется на месте. Наши слабые места – строительная отрасль, оптово-розничная торговля, сфера распределения электроэнергии, газа и воды. В частности, налоговая нагрузка в сфере строительства в крае составляет всего 3,5%, тогда как среднероссийский показатель более 12%. Ситуация в отрасли, по мнению главного налоговика края, требует серьезного анализа. Есть схемы налогового поведения на грани фола, так сказать, однако без нарушения закона. Чтобы разобраться, блефуют строители или на самом деле едва концы с концами сводят, необходима помощь специалистов профильного министерства. Надо посмотреть на ситуацию изнутри, прежде чем применять фискальные меры. В числе резервов также более эффективная работа межведомственной рабочей группы по выявлению нарушений налогового и коррупционного характера.

«Наши специалисты проанализировали выборочно 15 инвестпроектов, – поделился В. Во-ронков. – Налоговая отдача на этапе строительства и после его завершения равна нулю. Ответ возможен следующий: находится инвестор со стороны, который к тому же еще, чтобы не платить НДФЛ, возит в налоговую инспекцию бумаги, что якобы и работники у него неместные, хотя на самом деле нанимает ставропольчан. В любом деле можно быть первым, но нельзя быть одиноким. Чтобы разобраться, нам нужна помощь профильных специалистов, исполнительной власти края».

Депутат Думы РФ Ольга Тимофеева пояснила, почему профильные комитеты по образованию и культуре отказались голосовать за федеральный бюджет: «...Потому что документ предложен крайне жесткий, многие статьи, в том числе и социальные, ждут большие сокращения. Поэтому в краевом бюджете необходимо учесть каждую копейку, продумать каждую мелочь. Трудно рассчитывать на большую помощь из центра, учитывая, что казна очень сильно потратилась на спасение пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке. В прошлом году на строительство детских садов на Ставрополье из федерального бюджета выделено свыше миллиарда рублей. А на будущий год не запланировано на эти цели ничего. Депутатов попросили проконтролировать, как потрачены регионами выделенные средства, прежде чем вести разговор о новых траншах. Слухи ходят разные, в частности, о привлечении инвестиционных групп, строителей из других регионов. Ситуация действительно сложная. Депутаты, представляющие регион в Думе РФ, готовы помочь и ждут предложений».

На публичных слушаниях выступили и. о. министра социальной защиты населения края А. Карабут, и.о. министра дорожного хозяйства и транспорта края И. Васильев, начальник финуправления администрации Левокумского района Л. Дубовская, заместитель Думы СК В. Лозовой, депутаты Г. Ефимов, К. Кузьмин. Председатель совета старейшин при председателе Думы СК депутат А. Гоноченко напомнил о необходимости в канун празднования 70-летия Великой Победы не забыть о строке в бюджете на восстановление мемориалов на воинских захоронениях Великой Отечественной войны.

Председатель Думы СК Юрий Белый подчеркнул, что законопроект безусловно далек от совершенства, однако его необходимо принимать, учитывая непростое положение в экономике края, но при этом активнее искать возможности для пополнения краевой казны. Поступления от строительной отрасли не так велики, в то время как новостройки растут как грибы. Есть, по его мнению, резервы и в других отраслях.

Все замечания и предложения, поступившие в ходе публичных бюджетных слушаний, будут использованы в дальнейшей работе над законопроектом.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ

Флажки-ограничители для бюджета / Газета «Ставропольская правда» / 13 ноября 2013 г.