Ставропольский театр оперетты представит зрителям «Путешествие на Луну» Жака Оффенбаха
Задолго до его начала директор - художественный руководитель театра заслуженный работник культуры РФ Светлана Калинская и музыкальный руководитель заслуженный артист Грузии Лев Шабанов представили коллективу большую программу. И первой премьерой сезона была предложена оперетта Жака Оффенбаха «Путешествие на Луну» - не в привычном классическом стиле, а в более современном прочтении.
Для осуществления проекта из Санкт-Петербурга были приглашены молодые талантливые специалисты - режиссер-постановщик Алексей Шестаков, сценограф (декорации и костюмы) Ирина Арлачева и постановщик танцев, дипломант международного конкурса «Агон» хореограф Михаил Чайкасов.
Жак Оффенбах, саркастически высмеивавший в XIX столетии нравы своей эпохи, удивительно современен и сегодня. В историю музыкального театра он вошел как тонко-язвительный умный сатирик. «Переосмысливая старые сюжеты «Путешествия на Луну», мы решили его осовременить, - заявил режиссер Алексей Шестаков. - Ведь проблемы, существовавшие два века назад, не решены и поныне. Острая сатира Оффенбаха по-прежнему актуальна, а музыка его вечна».
Режиссер переносит действие спектакля в почему-то весьма знакомую нам (до боли знакомую!) страну. Ее король Влан (артист Николай Качанович) с опустошенной от бездарного правления казной ждет возвращения сына, принца Каприза (Алексей Яковлев), который за границей должен был набраться ума-разума, стать королем и поправить дела страны. Но сын оказался в папу - прокутил свое состояние и страной управлять явно не способен. Королевский астроном Леметр (Дмитрий Патров) показал ему Луну, а на ней - очаровавшую его красавицу. Принц задумал полететь к ней на золотую Луну. Леметр изготовил наноядро, и королевская свита отправилась за вожделенным златом.
А на Луне-то свои проблемы! Там правитель Эталон (заслуженный артист РФ Алим Абалмасов) и его жена Пропорция (Галина Перерва) давно запретили любовь, и все селениты уже успели забыть, что это такое. И та самая красавица, оказавшаяся принцессой Фантазией (Оксана Клименко), получила бы в приданое половину Луны. Вот только любить она не умеет. Не помогают и цветы, прихваченные с Земли, заменявшие на Луне... деньги: всех гостей аборигены посчитали разбойниками и решили наказать. И только сказочный поцелуй, пробудивший в принцессе любовь, к всеобщему удовольствию, примирил всех. Как это бывает нередко и на Земле, Эталон бросает жену, увлекшись молоденькой служанкой принцессы Фламмой (Ирина Абгарян), а на брошенной Пропорции женится король Влан. А вот Арифметра, министра порядка на Луне (заслуженный артист РФ Николай Смирнов), за то что именно он придумал запретить великое чувство любви и поэтому перестали рождаться дети, селениты решили... казнить.
В общем, богатый приключениями сюжет дает простор фантазии исполнителей. Творческий коллектив театра с энтузиазмом воспринял оригинальные задумки постановочной группы. Артисты играют увлеченно, эмоционально, не боятся смелых сценических решений. Юмор ситуаций, комедийная броскость реприз, звучащих актуально, делают спектакль веселым и остроумным.
Необычность придает спектаклю обилие массовых сцен, в которых участвует практически весь коллектив. При этом и поют, и танцуют все - и артисты, и хор (хормейстер Елена Жомер). Хореограф М. Чайкасов был искренне восхищен тем, что хор театра еще и танцует, а балет, филигранно обученный классике, легко освоил модерн. Вообще все второе действие было сплошным модерновым хореографическим новшеством, апофеозом которого стала лирическая сюита «Расцвет любви на Луне».
А в довершение сказанного сценограф Ирина Арлачева постаралась создать для спектакля-феерии соответствующие задумкам режиссера декорации и стилизованные костюмы. Узнаваемы места на Земле, но старинные башни и памятники в них покосились, с юмором подчеркивая плачевное финансовое состояние королевства. Совсем противоположный вид на ухоженной, респектабельной Луне. Явление принцессы, увиденное принцем с Земли, похоже на фантастический танец. Волшебное наноядро, светящиеся шары на фоне звездного неба и взволнованно-приподнятый любовный дуэт принца и принцессы - все это как нельзя лучше помогает задуманному восприятию спектакля. Гармонично способствует раскрытию режиссерского замысла и оркестр под руководством главного дирижера театра заслуженного артиста Грузии Льва Шабанова.
Вот так на театральной афише появился хоть и классический, но очень живой, вполне современный спектакль, раскрывший еще одну страницу неисчерпаемого музыкального наследия оперетты.
6 ноября 2013 года