В Краснодарском крае прошел крупнейший на Юге России V Международный фестиваль фотографии PhotoVisa. Тема этого года – «Климат перемен. Человек и его жизнь. Семья. Общество. Природа» – о переменах на планете Земля, свидетелями которых мы являемся.

Выставка Михаила Мордасова «Тихие игры»

Выставка Михаила Мордасова «Тихие игры»

Выставка Михаила Мордасова «Тихие игры»

Выставка Михаила Мордасова «Тихие игры»

Выставка Михаила Мордасова «Тихие игры»

Выставка Михаила Мордасова «Тихие игры»

Михаил Мордасов на открытии своей выставки «Тихие игры»

Михаил Мордасов на открытии своей выставки «Тихие игры»

На открытии выставки Адама Панчука «Карчебы и деревенские актеры»

На открытии выставки Адама Панчука «Карчебы и деревенские актеры»

Фотография Адама Панчука из серии «Карчебы и деревенские актеры»

Фотография Адама Панчука из серии «Карчебы и деревенские актеры»

Джим Каспер ведет лекцию «Портфолео-ревю: шаг фотографа к успеху, ориентир для куратора»

Джим Каспер ведет лекцию «Портфолео-ревю: шаг фотографа к успеху, ориентир для куратора»

Серия «Родимое пятно» Оуэн Леонг

Серия «Родимое пятно» Оуэн Леонг

Серия «Таянье» Саймон Харсент

Серия «Таянье» Саймон Харсент

Хода Афшар серия «Меду мирами» «Прекрасна как мечта стать австралийцем, как лакомый пирог»

Хода Афшар серия «Меду мирами» «Прекрасна как мечта стать австралийцем, как лакомый пирог»

Маркус Лайон проект «Стадионы»

Маркус Лайон проект «Стадионы»

Девушка рассматривает серию работ Геннадия Меергуса «Городские кристаллы»

Девушка рассматривает серию работ Геннадия Меергуса «Городские кристаллы»

Посетители и участники фестиваля PhotoVisa в ТРЦ Галерея Краснодар

Посетители и участники фестиваля PhotoVisa в ТРЦ Галерея Краснодар

Хусейн Фатеми проект «В грязь за любовь»

Хусейн Фатеми проект «В грязь за любовь»

Марчин Плонка проект «Метрополия»

Марчин Плонка проект «Метрополия»

Серия фотографий «Страсть к футболу» Марии Плотниковой в здании Аэропорта Краснодара

Серия фотографий «Страсть к футболу» Марии Плотниковой в здании Аэропорта Краснодара

девушка рассматривает фотографии из серии Игоря Культышкина «Цирк»

девушка рассматривает фотографии из серии Игоря Культышкина «Цирк»

Лилиана Молеро «Штурман, деревня Барра де Вализас Уругвай»

Лилиана Молеро «Штурман, деревня Барра де Вализас Уругвай»

Выставка «Священные тексты вина», Мысхако

Выставка «Священные тексты вина», Мысхако

Выставка «Священные тексты вина», Мысхако

Выставка «Священные тексты вина», Мысхако

Аласдер Фостер решил запечатлеть красоты винзавода Мысхако

Аласдер Фостер решил запечатлеть красоты винзавода Мысхако

Участники фестиваля на винзаводе

Участники фестиваля на винзаводе

Выставка «Священные тексты вина», Мысхако, дегустация вина

Выставка «Священные тексты вина», Мысхако, дегустация вина

Святослав Пономарев во время концерта «Industrial Noise»

Святослав Пономарев во время концерта «Industrial Noise»

Фестиваль PhotoVisa в цифрах – это 17 площадок, расположенных не только в Краснодаре, но и в Анапе и Новороссийске; это 24 выставочных проекта, 14 лекций и мастер-классов, это три вечера просмотра кино- и мультимедиапрограмм.

Пожалуй, с мультимедиа и начнем. Первый вечер стал триумфом ИД «Коммерсант» и РИА «Новости». На большом экране зрители смогли насладиться работами фотослужб новостных монстров. Тут был и веселый ролик про Дмитрия Медведева, и шикарные снимки с Олимпиады в Китае, а также замечательная работа Валерия Мельникова Chavista Socialism, посвященная всенародному культу Уго Чавеса и скорби на его похоронах в Венесуэле, и множество других работ. Второй вечер на экране царствовал гость PhotoVisa фестиваль «ПЭКШОТ»: Владислав Щепкин привез короткометражные фильмы российских и зарубежных авторов. Думаю, многим понравился открывающий показ ролик-басня «Ужин» Александра Ефремова, главными блюдами которого стали остроумие и отличные «голливудские» спецэффекты. Меня лично очень тронула кинопоэма «Птица» Петра Ступина. Эта работа – некое переосмысление жизненных метаний авторов, их ошибок, побед. И уж точно никого не оставила равнодушным история «Семья» Аксиньи Гог о вхождении человека в этот мир, в семью и нежелании в ней оставаться. Закрывала же кинопоказ Любовь Журомская с очень своеобразным фильмом «Маши, Саши». В третий вечер состоялось награждение участников конкурсной программы фестиваля PhotoVisa. Лучшим мультимедийным проектом, по мнению жюри, стал «Вкл-Выкл» Вадима Козлова, а фотофильм Алексея Куденко «Дорога в никуда» занял второе место.

Что же касается лекционной части фестиваля, то для меня настоящим открытием стала Аргентина, точнее, «Современная аргентинская фотография». Э. Харрингтон провела исторический экскурс, познакомив с классиками и новаторами фотографии из этой страны. Не менее увлекательным было знакомство и с тревожной природой Австралии. Аласдер Фостер не только продемонстрировал впечатляющие пейзажи континента, но и рассказал о проблемах, возникающих при соприкосновении людей и природы. Очень живая и эмоциональная встреча прошла с польским фотографом Адамом Панчуком. Он продемонстрировал несколько своих проектов «Карчебы и деревенские актеры» и историю, снятую в Исландии, о людях, общавшихся с эльфами. Очень двойственные чувства у меня остались после встречи с Яном Смитом. С одной стороны, это замечательные фотографии: рассказ о японских амулетах, дне девочек, который праздновался за три дня до трагедии, а с другой стороны, все это снято в зоне отчуждения вокруг атомной станции в Фукусиме. Такой рассказ действительно заставляет задуматься, не является ли технический прогресс преддверием Апокалипсиса.

Еще из череды интересных и познавательных встреч я хотел бы выделить лекцию организатора парижского портфолио-ревю Lens Culture FotoFest Paris Джима Каспера, на которой он рассказал, как лучше фотографам подавать свои работы, чтобы их заметили, а также раскрыл некоторые секреты и тонкости общения и сотрудничества с галеристами, кураторами и представителями журналов.

Что касается выставок, то это был настоящий визуальный праздник, организаторы фестиваля отобрали лучшие работы авторов со всего мира. Первым я представлю фотографа из Сочи Михаила Мордасова с проектом «Тихие игры». Выставка рассказывает о «тестовых» соревнованиях на олимпийских объектах. На снимках Михаила акцент со спортивных соревнований перенесен на атмосферу и настроение, сопровождавшие это действо. Хотя атмосфера и настроение – это, наверное, главное, что есть в фотографии. Или, правильнее сказать, фотография ценна тем, что может передать настроение, атмосферу. Например, знакомясь с проектом Игоря Култышкина «Ванькины сказки», я вспомнил песню «Город золотой», а именно строки: «Гуляют там животные невиданной красы». Проект Игоря – волшебство, завораживающее с первой секунды, когда видишь сияющего вола, царственного льва, ускользающую лошадь и надвигающегося тура. Не менее сказочной кажется и выставка Лилианы Молеро «Настроение». Ее работы очень художественны, возникает ощущение, что ты смотришь не на фотографию, а на акварель, и это чувство стопроцентно. Все, начиная от цветов, тональности, расположения объектов в кадре, говорит о том, что это рисунок. Но это фотография, причем не подвергавшаяся цифровой обработке. Как говорит сама Лилиана, «почти все фотографии сделаны на рассвете в утреннем тумане. На них изображена рыбацкая деревня Барра де Вализас в Уругвае. Это красивое место, и очень важно, чтобы оно было сохранено для человечества».

А вот всем известный винзавод «Мысхако». Благодаря усилиям фотографа, музыканта и перфомансиста Святослава Пономарева его территория становится произведением искусства. Святослав соединил в цифровых коллажах классические произведения и цитаты из священных текстов.

– Святославу удалось объединить своими работами это место и историю мировой культуры. Люди, попадая на этот завод, как бы входят внутрь большой книги, – считает арт-директор международного фестиваля PhotoVisa Ирина Чмырева.

Конечно, эта заметка рассказывает лишь о малой толике того, что было на фестивале. Многое трудно передать словами, это действительно нужно увидеть. И радует, что такой фестиваль существует и продолжает свою работу. Спасибо организаторам, нашедшим силы и средства, чтобы превратить Краснодар в фотостолицу Юга России. И, уверен, до новых встреч на PhotoVisa уже в 2014 году!

Дмитрий СТЕПАНОВ