10:43, 10 октября 2013 года

Инна Чурикова: Мечтала о мужских ролях – Гамлете, князе Мышкине

Все же иные превосходные расхожие степени в определении ее дара банальны и бессмысленны. А все банальное, пошлое настолько не соотносится с этой актрисой, с ее прорывающимся в бездны, в космос талантом! С ее вызывающе небанальной, нестандартной, нездешней внешностью инопланетянки: у кого еще из актрис такой взгляд, такие бездонные, излучающие свет глаза? «Меня поразили ее глаза…» - вспоминает первую встречу с будущей супругой режиссер Глеб Панфилов. С самого начала ее биографии в кино и на сцене стало общим местом упоминать о том, что она не красавица. Верно. Не красавица. Потому что она больше чем красавица - она прекрасна.

Мамина дочка

«Это кто - пацан или дев­ка?» - спрашивали о ней в первом ее фильме с главной ролью «В огне брода нет». Чурикова играет там гениальную художницу-самородка, совсем девчонку, санитарку Гражданской войны. Смешную, нелепую, влюбленную растрепу не от мира сего - Таню Теткину, одаренную способностью видеть поверх видимого и воплощать это в картинах. Чурикова фантастически умеет играть талант, и все ее героини по-своему, каждая на свой лад, талант­ливы, если не художественно, не артистически, то по-человечески, по-женски.

Ее и саму Бог наделил талантом. Не поскупился - отмерил полной ложкой. Вот только дорога, что ей была предназначена судьбой, оказалась не из простых. «Какая красавица! Наверное, актрисой будет...» Как вы догадываетесь, таких слов в свой адрес маленькая Инна не слышала. Более того, ее, уже ставшую актрисой, - было такое! - запрещали снимать в кино с формулировкой «чтобы не порочила красоту советского человека». Поддерживала ее лишь мама - она воспитывала дочку одна. И сражалась за нее как львица. Семья сперва жила в глухой провинции, под Уфой (туда их отправили в эвакуацию). Но, когда отец, Михаил Чуриков, прошедший Финскую и Великую Отечественную, из семьи ушел, мать с маленькой Инной сумела перебраться из глухомани в Москву. Это мама внушила Инне, что на самом-то деле она красавица, просто красоту эту надо уметь разглядеть. «Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела ее огорчать, - позже признавалась Инна Чурикова. - Она в жизни всего сама добилась трудом, напором, волей. Бабушка почти безграмотная была, а мама - химик, профессор. Она всегда говорила: «Дочка, если что задумаешь, так тому и быть». А у меня внешность не артистическая, что с такой внешностью задумывать? Мама же говорила: «Дочка, ты у меня красавица!» Смешно… И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила…»

Но на самом-то деле Чурикова в себя верила. А как иначе, без веры в себя, можно пережить такие минуты, как на вступительных экзаменах в театральное училище? Во время экзамена один из преподавателей, перебив ее, спросил: «Девушка, а вы знаете, кто такая Афродита? Не знаете? Это богиня красоты. А вы на себя посмотрите! Впрочем, читайте дальше...» Она тогда чуть не сломалась - расплакалась, забрала документы. А потом успокоилась: «Я была о себе хорошего мнения, знала, что у меня своеобразное лицо, которое не каждому дано оценить, поэтому, поплакав, забрала документы и больше туда не приходила. Не поняли меня - ну и ладно…»

Влюбился в Бабу-ягу

Приняли ее в итоге в Щепкинское училище. А по его окончании начинающую артистку с красным дипломом взяли только в столичный ТЮЗ. Да и то… на 45-рублевую ставку суфлера. Но она показала характер - и ставка мгновенно выросла до актерской - 75-рублевой. «Я поняла, что если сейчас не возражу и не защищу себя, то зачем вообще жить в театре? - вспоминала потом Инна Михайловна. - Дрожащим голосом я сказала: «Извините меня, пожалуйста, но ставка суфлера меня не устраивает». В ТЮЗе Чурикова помимо зверюшек сыграла Бабу-ягу, ухитрившись сделать ее не банальной страшилкой, пугалом для детей, а «человеческой женщиной». Эта дурацкая Баба-яга (от этой роли все нормальные актрисы шарахались) для Чуриковой стала ключиком к счасть­ю - и женскому, и профессиональному. В этой роли ее увидел молодой кинорежиссер Глеб Панфилов - правда, не на сцене, живьем, а по телевидению. Но Чурикова и через экран пробивать умела - прямо в душу. Она вообще одна из немногих, кто сумел прославитьс­я в, скажем так, отрицательных ролях. Это про ее Марфушеньку-душеньку из «Морозко». Эту роль она «отгрызла» у Тамары Носовой. «На пробах, - вспоминала Инна Михайловна, - нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Потом, помню, со мной случился казус: зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему. А в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его… Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино».

В общем, Панфилов ее Бабу-ягу запомнил. А когда начал работать над фильмом «В огне брода нет», Ролан Быков сказал ему: «Есть такая актриса - Инна Чурикова. Попробуй ее». Панфилов дал задание разыскать актрису. И был крайне удивлен, когда к нему на пробы пришла та, что так зацепила его. Встреча с Панфиловым, признается сама актриса, стала для нее принципиальной: «Я, мучившаяся своей ненужностью, бессмысленностью того, что делаю, не удовлетворенная собой беспредельно, стала вдруг верить, что могу больше. И все оттого, что в тебя поверили. У меня были такие моменты, когда я думала, что просто разорвусь от радости. «Что с тобой?» - спросил както Глеб. Я ответила: «Подожди, сейчас пройдет - я счастлива!»

Правда, молодым, когда они поженились, временами бывало не до счастья. Жили, как и все молодые семьи, туговато - однокомнатная квартира, чемоданы вместо стульев. Самую дорогую вещь - ручку с золотым пером, которой Панфилов писал сценарии, сгрызла собака.

Но постепенно все наладилось. Панфилов стал одним из самых востребованных режиссеров, Чурикова - актрисой легендарного театра «Ленком», куда ее позвал сам Марк Захаров. Сегодня у нее десятки ролей в кино, на сцене, на ТВ. Но и несыгранного тоже много.

«Сыграть Жанну Д'Арк так и осталось мечтой, - перечисляет она. - И Соня Мармеладова... Ну и что? Прошла, пробежала, иду дальше. Мечтала о мужских ролях - Гамлете, князе Мышкине».

Она не любит публичности, не любит давать интервью. Более 40 лет она верна своему кинорежиссеру и по совместительству мужу Глебу Панфилову. И почти 40 лет верна одному театру - «Ленкому». Но самое важное - она всю жизнь верна себе. «Может, я действительно с­частливая? - как-то сказала она. - Лучше поставить здесь многоточие». Поставим его и мы...

«АиФ»