В Ставрополе судят банду наркоторговцев, завозивших тоннами грязный мак
Сладость или гадость
Любопытен факт, что цветам мака люди издревле приписывали магические свойства. И практически всегда негативного характера. Так, в одних местностях существует поверье, будто ярко-красные цветы мака - это не что иное, как кровь убитых, которая поднимается из земли. В других - детей, чтобы они не ходили на поля «цветов привидений», запугивали тем, что их лепестки или высасывают кровь, или усыпляют насмерть.
Конечно, полезный и вкусный пищевой мак для кондитерских нужд необходим. Но в нашей стране вот уже многие годы отсутствует его промышленная культивация. Поэтому его приходится покупать у иностранных производителей. Однако так ли много «чистого» мака закупается и ввозится в Россию? Как заявил на августовской пресс-конференции в РИА «Новости» руководитель ФСКН России Виктор Иванов, ежегодная потребность отечественной пищевой промышленности в маке составляет примерно 5 тысяч тонн. Но тогда почему только официально через таможню провезли более 8 тысяч тонн? Да потому что наркопреступники под видом безобидного мака для кондитерской промышленности занимаются контрабандой смертельного зелья. От природы зерна мака достаточным наркотическим эффектом не обладают и обладать не могут. Это факт, который подтвердит любой специалист в области ботаники. Дурманящее зелье можно получить из кондитерского продукта в том случае, если упаковка пищевого мака содержит большое количество примесей – кусочков стеблей, решеточек и коробочек, в которых зерна созревали. Простота и доступность кустарного способа изготовления из примесей семян пищевого мака экстракта опия, низкая себестоимость получаемого наркотика привели к значительному его распространению. Это подтверждается количеством изъятий «грязного» мака в рамках уголовных дел по ликвидации инфраструктуры контрабандных поставок в Россию этого вида наркотика, возбужденных в последние годы российскими правоохранительными органами.
Маковая ОПГ
Вот и Ставрополь не минула чаша «макового нашествия». Некоторое время назад здесь «родилась», выражаясь языком протокола, «устойчивая организованная преступная группа», решившая попробовать себя на ниве торговли наркотиками: шесть женщин (причем в их числе мать и три дочери) и четверо мужчин. Большая часть из них некогда подвизалась в рыночной торговле фруктами-овощами, но потом пришла мысль, что продажа помидоров-лука-картошки куда как менее прибыльна, чем продажа смертельного зелья. И ничтоже сумняшеся оставили они свои прилавки и вступили на тропу откровенного криминала.
Создателем и руководителем группировки был некий 57-летний Арам Караян (имя и фамилия «героя», как и остальных участников ОПГ изменены. - Ю.Ф.). Этот почтенный с виду гражданин проявил себя как криминальный талант. Более того, он оказался талантлив не только в умении разбогатеть на темных делишках, но и в умении «шифроваться». Не только потребители, то есть наркоманы, не знали его ни в лицо, ни по имени-фамилии, но даже шестеро из десяти членов ОПГ. «Доступ к телу» имели только курьер Александр Панин и супружеская чета Хабибян, выступавшая в качестве правой руки лидера.
- Схема распространения наркотика была такая, - рассказывает старший следователь по особо важным делам 4-го отдела следственной службы наркоконтроля края Амир Шумахов. - Лидер ОПГ завозил в краевой центр крупные партии «грязного» мака в мешках по 25 кг (всего, по данным следствия, за время существования наркобанды в город прибыло три партии по пять тонн), складировал это «добро» в арендованных гаражах, а уж потом начиналось самое интересное. Караян давал указания Панину, сколько мешков взять в гаражах и отвезти Хабибянам. А те, в свою очередь, расфасовывали зелье в пакетики по 300-500 граммов и отдавали их на реализацию «низшему звену», от которого потом получали выручку и передавали Караяну. При этом, что интересно, супруги Хабибян оставались в неведении относительно места хранения партии товара, а курьер Панин - относительно личностей реализаторов.
Сколько жизней на их совести?
Этого подсчитать, наверное, никто не возьмется.
- Получаемые из этого сырья наркотические продукты настолько токсичны, что регулярное внутривенное введение их за более короткое время, в сравнении с героином, приводит к полной деградации личности и может привести к инвалидности или смерти, - рассказывает А. Шумахов. - При этом смерть от последствий постоянного потребления этого страшного наркотика наступает в течение непродолжительного времени – от полугода до двух лет.
Однако факт остается фактом: клиентов у ОПГ было хоть отбавляй - в день продавалось от 30 до 50 пакетов мака, а в особо «удачные» - до ста. При этом наркодилеры соблюдали все правила конспирации. Например, фраза, сказанная по телефону: «В 17.00 тебя в пятой квартире ждут квартиранты» означала, что Панин должен привезти Хабибянам пять 25-килограммовых мешков в условленное место. Всего же таких «секретных точек» у ОПГ было несколько: «Чапа» - на выезде из Ставрополя, «дискотека» - закуток рядом с магазином по продаже дисков и видеокассет.
Но конспирация конспирацией, а жадность, как говорится, фраера сгубила. Сообразив, что, чем больше будет продано пакетиков со смертью, тем туже будет набит карман, некоторые «эффективные менеджеры нижнего звена» стали отоваривать им любого желающего «с улицы», а не только проверенных-перепроверенных. И, собственно, так и попали на контрольную закупку.
Ну а дальше, как говорится, дело техники: наркополицейские, потянув за ниточку, распутали весь этот конспиративный клубок до конца.
- Последнюю партию завезенного мака мы изъяли - это 4 тонны, в которых содержалось около 35 килограммов маковой соломы. Когда наркоторговцев задержали, они сначала ушли в «глухую несознанку»: ничего не знаем, ничего не совершали, - вспоминает А. Шумахов. - Но потом под тяжестью улик пятеро из них написали чистосердечное признание, не только обрисовав свою роль, но и выложив все, что знали о подельниках. Поэтому даже молчание остальных членов ОПГ, в том числе и их лидера, уже ничего не изменит в их судьбе.
8 октября 2013 года