14:48, 3 октября 2013 года

Музыкальная осень Ставрополья: для тех, кто ищет изысканности в искусствах

Многообразие стилей и жанров, богатейший репертуар, созвездие блистательных имен музыкантов и солистов, композиторов и творческих коллективов отразили афиши фестиваля. Все это квинтэссенция традиций, заложенных в далеком 1968 году. В разные годы гостями «Музыкальной осени Ставрополья» были народные артисты России Владимир Спиваков, Юрий Башмет, композиторы Давид Тухманов, Евгений Крылатов, Евгений Дога, Александра Пахмутова, Никита Богословский, Андрей Петров, поэт Андрей Дементьев, дирижеры народный артист России Семен Коган и Денис Ивенский, прославленные солисты фонда «Таланты мира» и многие другие. Фестиваль давно стал неотъемлемой частью истории края, нашей общей гордостью. Свидетельством тому долгая жизнь «Осени…», ее неувядающая одухотворенность.

Особый акцент придало началу нынешней «Осени…» появление в зале врио губернатора СК Владимира Владимирова, встреченного приветственными аплодисментами публики: меломаны расценили его приход как добрый знак, горячо поддержав нового главу региона. Он, в свою очередь, с удовольствием выполнил почетную миссию открыть очередной, столь любимый земляками фестиваль. В. Владимиров тепло поздравил артистов и зрителей с праздником, подчеркнув свою искреннюю гордость родным Ставропольем, где на протяжении десятилетий бережно хранят традиции одного из старейших музыкальных фестивалей России.

- Искусство и музыка в частности – это та отдушина, которая позволяет отвлечься от повседневных забот, которых у каждого из нас хватает. Я всегда завидовал людям, обладающим музыкальным слухом, талантом создания музыкальных произведений. Когда они дарят нам свое творчество – это всегда большой праздник, и этот праздник на Ставрополье длится уже столько лет, несмотря ни на какие проблемы и трудности, - сказал Владимир Владимиров.

Кстати, перед началом концерта он рассказал, что на фестиваль пришел не как чиновник, а как зритель, и признался, что слушает музыку очень часто, но затруднился назвать любимый жанр.

- Главное, чтобы в музыке был смысл, - поделился своим критерием выбора Владимир Владимиров.

Нынешнюю фестивальную программу открыло выступление Московского камерного оркестра MUSICA VIVA под управлением художественного руководителя, дирижера и солиста народного артиста РФ Александра Рудина. Этот коллектив подарил современной публике немало незаслуженно забытых произведений, многие из которых никогда ранее не исполнялись в России. Стоит заметить, что первые звуки 44-й «Музыкальной осени» оказались достаточно непростыми, ведь то была симфония № 104 «Соломон» великого австрийского композитора Йозефа Гайдна, называемого отцом этого жанра. Пожалуй, это произведение несколько тяжеловато в качестве стартового на фестивале-празднике, где, как правило, всегда с успехом преобладали более популярные вещи. Оркестр, безусловно, демонстрировал высшее мастерство, но все же большинству в зале явно хотелось чего-то более праздничного. Правда, затем несколько смягчило атмосферу одно из самых известных произведений для виолончели с оркестром - «Вариации на тему рококо» П. Чайковского (обязательное для исполнения виолончелистами на Московском международном конкурсе им. П. Чайковского): большое впечатление на публику произвело сольное звучание виолончели А.  Рудина.

Несомненно, ярким фрагментом концерта стало выступление приглашенных солистов Государственного академического Большого театра России. Лауреат международных конкурсов и Всероссийской премии «Триумф» Алина Яровая блестяще исполнила арию Илии из оперы В. Моцарта «Идоменей» и «Аллилуйя» из мотета для сопрано с оркестром этого же композитора. Хотя во всезнающей Википедии написано с легкой иронией, что «мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах», великолепный голос и виртуозное владение им солисткой превратили сложнейший номер в замечательный образец легко воспринимаемой классики. Это настроение успешно развил лауреат премии «Национальное достояние» заслуженный артист Республики Ингушетия Александр Захаров, порадовав куда более знакомыми проникновенно-лирической арией Ленского из «Евгения Онегина» П. Чайковского и задорной «Тарантеллой» Д. Россини. Апофеозом вечера, безусловно, стал дуэт этих прекрасных вокалистов в их слаженном исполнении чарующе-торжественной и радостной «Застольной» из оперы «Травиата» Д. Верди. Завершил программу мелодичный вальс из Серенады для струнного оркестра П. Чайковского. Хотя ведущие объявили об окончании концерта, публика явно не готова была разойтись, хотелось еще и еще слушать прекрасные звуки и голоса, но концерт-открытие на сей раз уложили в одно отделение. Возможно, организаторы сомневались, стоит ли насыщать программу дополнительными акцентами. Думается, надо было на это пойти, например, расширив вокальный диапазон, уж коли приглашены такие интересные солисты, да и оркестровую составляющую неплохо было бы усилить двумя-тремя номерами. И благодарность зала была бы еще полнее.

Ну а «Музыкальная осень - 2013» в самом разгаре. В программе фестиваля более 300 концертов с участием около тысячи профессиональных и свыше трех тысяч самодеятельных артистов, а также педагогов и учащихся музыкальных школ и колледжей: поистине огромная армия любителей музыки живет на ставропольской земле. В среду в зале Академического театра драмы состоялся вокально-поэтический вечер «И звуков, и стихов, и плясок кружева…» с участием композиторов, поэтов, лучших творческих коллективов края и Государственного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани». Гостям отдали второе отделение, а первое открыл муниципальный духовой оркестр под управлением маэстро Д. Осиновского, исполнив несколько его сочинений. Вообще в этой части звучали произведения ставропольских авторов - присутствовавших в зале В. Слядневой, В. Кипора, В. Кушнарева, А. Маслова, В. Нарыжной, Ю. Каспарова, В. Сущенко в исполнении ставропольских же музыкантов и вокалистов. Публика тепло встречала номера «Герой Кавказа» (посвященный А. Ермолову), «Песня аксакала», духовное песнопение а капелла «Отче наш», поп-фантазию на тему популярной классики. Не все в программе вечера было равнозначно, некоторые песни показались даже архаичными, возможно, им просто нужны более современная аранжировка и молодые исполнители. Кстати, с уходом со сцены оркестра недоставало и живой инструментальной музыки, вокал шел под инструментальную фонограмму, что тоже отнюдь не украсило сценическое действо. Это удивило, поскольку у нас огромное число прекрасных музыкантов, которые, уверена, с радостью приняли бы участие в фестивале. Зато поистине великолепной оказалась народная часть, с блеском показанная нашими лучшими вокально-хореографическими коллективами - прославленным казачьим ансамблем «Ставрополье», ансамблем краевой филармонии «Слобода» и муниципальным ансамблем «Вольная степь» города Ставрополя. Проникающий в самую душу вокал, чудесные любимые мелодии, искрометные танцевальные композиции - все радовало глаз и сердце. Финальная «Калинка» стала настоящим роскошным подарком и без того восхищенной публике, не жалевшей ладони в овациях.

*****

В зале краевой филармонии выступавшую накануне рок-группу «Пикник» сменили два блестящих музыканта – пианист Олег Полянский и дирижер Денис Ивенский, вместе с нашим симфоническим оркестром представившие программу высокой классики «Два виртуоза», посвященную памяти выдающихся композиторов-пианистов Ф. Листа и С. Рахманинова. Сегодня на этой сцене будет гостить знаменитый «Ленинградский диксиленд», а любители народной музыки соберутся в краевом Доме народного творчества на традиционную встречу фольклорных коллективов «Традиции живая нить»: артисты ансамблей Петровского, Шпаковского районов и города Ставрополя представят богатую программу свадебных и обрядовых песен.

Немало интересного проходит в эти дни по всему краю. Концерты, посвященные Международному дню музыки, состоялись практически во всех районных центрах. Не остаются в стороне и села Северное, Калиновское, Куршава, Воровсколесское, Александрия, станицы Урухская, Старопавловская, Зольская, Марьинская, Бекешевская – десятки адресов у фестиваля. «Музыкальная карусель», «Осенняя сказка», «Осенние ритмы», «Сны листопада», «Лейся, песня звонкая», «Родные напевы» - каких только названий не придумали для своих акций неутомимые организаторы. Словом, как осенняя природа восхищает сказочным многоцветьем своего «пышного увядания», так и наша «Музыкальная осень» сияет всеми красками музыкальной палитры, в которой знатоки и ценители ищут «изысканности в искусствах».

«Кто ищет изысканности в искусствах»
Газета «Ставропольская правда»
4 октября 2013 года