Юрий Турыгин

Юрий Турыгин

Актуальность проблемы возрастает, если учесть, что Ставрополье, как и вся страна, на пороге всеобщей автомобилизации. Сегодня автомобиль действительно не роскошь, а средство передвижения. Поэтому практически в каждой семье есть «лошади под капотом», а то и по машине на каждого члена семьи.

В крае на неполных три миллиона жителей приходится более восьмисот тысяч транспортных средств. И с каждым годом количество автомобилей увеличивается. В результате увеличивается и число нарушений, на них  совершаемых. Порой кажется, что никакие штрафы и карательные меры не заставят российского водителя быть аккуратным и законопослушным. Так ли это, наш корреспондент попыталась выяснить в беседе с прокурором края Юрием Турыгиным.

– Юрий Николаевич, насколько аховая ситуация на Ставрополье в плане безопасности дорожного движения?

– Судите сами: только за первое полугодие на дорогах края произошло 1290 ДТП, в которых погибли 190 и ранены 1694 человека. А за три дня этого месяца – с 14 по 17 сентября – на Ставрополье зафиксировано девять автоаварий, в которых погибли 12 (!) человек, в Новоалександровском, Минераловодском, Георгиевском районах, Ставрополе.

Вопросы профилактики, выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения являются приоритетными в деятельности органов прокуратуры.

Значительный рост авто-аварий, в том числе повлекших смерть участников дорожного движения, с начала года произошел в Александровском, Андроповском и Буденновском районах. Сразу скажу, что ни одно из таких трагических происшествий не остается без пристального внимания нашего ведомства: прокурорами городов, районов и межрайонными прокурорами по каждому факту ДТП со смертельным исходом проводятся тщательные проверки для установления причин и условий, способствовавших их совершению.

– И какие факторы чаще всего становятся причиной автоаварий?

– Анализ показывает, что основными причинами ДТП по-прежнему остаются грубые нарушения водителями правил дорожного движения: выезд на встречную полосу, несоблюдение скоростного режима, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Однако хочу отметить и недостаточную профилактическую работу ГИБДД. Например, прокуратура Труновского района, устанавливавшая причины и следствия ДТП, произошедшего в июне этого года, выяснила, что на 279-м километре автодороги «Ставрополь – Ростов-на Дону» стационарным комплексом видеофиксации «Арена» зафиксировано 594 нарушения ПДД, тогда как сотрудниками Госавтоинспекции выявлено только 23 нарушения. Это свидетельствует о недостаточности принимаемых сотрудниками Госавтоинспекции профилактических мер.

– Юрий Николаевич, но, как известно, качество российских дорог оставляет желать лучшего...

– Безусловно, одним из неотъ-емлемых аспектов безопасности дорожного движения является состояние дорожного полотна. А в этом плане в нашем крае, увы, не все благополучно. Судите сами: в мае-июне этого года прокуратурой края с привлечением ряда структур была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части состояния автомобильных дорог общего пользования. И что выяснилось? Что органами местного самоуправления и дорожными организациями допускаются многочисленные нарушения ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «О безопасности дорожного движения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Например, в Советском, Кочубеевском, Степновском, Туркменском, Нефтекумском районах муниципальные дороги не были поставлены на баланс и, как следствие, им не были присвоены номера и наименования.

Кроме того, практически во всех населенных пунктах выявлены факты нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, технических норм и государственных стандартов в части содержания дорожной сети. Наиболее массовые нарушения, касающиеся дефектов дорожного полотна, таких, как наличие ям, выбоин на проезжей части, отсутствие разметок, выявлены в Александровском, Георгиевском, Ипатовском, Буденновском, Арзгирском, Труновском, Курском, Изобильненском, Грачевском, Благодарненском, Петровском, Красногвардейском, Новоселицком районах, а также в Октябрьском, Ленинском районах Ставрополя, городах Невинномысске, Пятигорске, Минеральных Водах.

Кроме того, мосты, расположенные в Советском, Александровском, Курском, Арзгирском районах, не соответствуют требованиям государственного стандарта: наблюдается смещение несущих плит, износ полотна, разрушение водоотводных сооружений, отсутствуют тротуары, ограждающие устройства и искусственное освещение.

– Юрий Николаевич, самой большой проблемой края остаются автостоянки. Вернее, их отсутствие. Надзорный орган отслеживает эту ситуацию?

– Безусловно. Вот конкретные примеры: прокурором Новоалександровского района выявлены нарушения при организации стоянок автотранспортных средств ООО «Управляющая компания АСБ». Эта организация не обеспечила места для инвалидов. Поэтому в свое время райпрокурором в Новоалександровский районный суд было направлено исковое заявление об обязании ООО «Управляющая компания АСБ» организовать указанные парковочные места для автовладельцев с ограниченными физическими возможностями. И, надо заметить, исковые требования прокурора предприятие удовлетворило добровольно.

– Еще одной головной болью автовладельцев является отсутствие уличного освещения. Какие меры в связи с этим принимает прокуратура?

– Органами прокуратуры края на постоянной основе проводятся проверки реализации органами местного самоуправления полномочий по обеспечению в населенных пунктах края уличного освещения. И в большинстве случаев установлено, что во многих населенных пунктах уличное освещение отключается в 23 часа, причем отключение не связано с выходом из строя каких-либо электроустановок или осветительных приборов. Так, например, в Ипатово было установлено, что после 23 часов уличное освещение отсутствовало. Как пояснили в местной администрации, это происходит из-за дефицита бюджетных средств, выделенных на оплату уличного освещения. Однако подобные доводы не имеют законных оснований: ведь согласно ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью являются права и свободы человека.

Поэтому прокуратурой Ипатовского района в суд было предъявлено исковое заявление к администрации муниципального образования Ипатово о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время незаконными. Рассмотрев иск прокурора, районный суд в полном объеме удовлетворил заявленные требования, признав, что при наличии угрозы нарушения прав граждан на личную безопасность ссылки на недостаточность бюджетных средств несостоятельны.

– Юрий Николаевич, как известно, каждое третье ДТП происходит по вине молодых водителей, чей стаж составляет менее трех лет. Чем вы объясните этот факт?

– Тем, что в нынешних авто-школах низкий уровень подготовки будущих водителей. Так, образовательными учреждениями не исполняются требования по проведению зачетов и экзаменов, а необходимое для полноценного обучения количество часов не соблюдается. В некоторых территориях выявлены факты несоответствия транспортных средств, на которых проходят обучение вождению учащиеся, требованиям ГОСТа.

– К сожалению, на территории края нередко происходят автоаварии с участием пассажирского транспорта. Например, в июле этого года в Новоалександровском районе случилось ДТП с участием туристического автобуса, следовавшего по маршруту «Анапа – Ставрополь». Тогда в результате наезда автобуса на бетонное ограждение один человек погиб и 17 получили травмы. И, насколько стало известно, немаловажным фактором автоаварии послужили дорожные условия...

– Да, действительно, при проведении проверки прокуратурой Новоалександровского района были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В частности, установлено, что дорожные знаки установлены вопреки схеме организации дорожного движения и ограждения места производства дорожных работ. В связи с этим директору ГУП СК «Дорожное эксплуатационно-строительное управление № 2 им. В. И. Демидова» внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления начальник участка ГУП привлечен к дисциплинарной ответственности.

Юлия ФИЛЬ

Необъявленная война / Газета «Ставропольская правда» / 28 сентября 2013 г.