Лариса Калинченко об итогах исполнения бюджета Ставрополья за первое полугодие 2013 г
- Лариса Анатольевна, насколько реальная наполняемость краевой казны совпала с первоначальными ожиданиями? И не опаздывают ли ведомства - распорядители бюджетных средств с их освоением?
- Отмечу, что в целом по полугодию отмечалась положительная динамика. План по доходам за январь - июнь исполнен на 96,13% с общим объемом 34,7 млрд рублей. Это больше уровня аналогичного периода 2012 года на 2,06%. В местные бюджеты за полгода поступило более 25,1 млрд рублей, с превышением плановых показателей.
Вместе с тем Ставрополье не отличилось от многих других российских регионов - повсеместно отмечается снижение поступлений по налогу на прибыль. Экономика развивается более скромными темпами, чем ожидалось в конце прошлого года. В итоге за первое полугодие фактическое поступление налога на прибыль в казну края составило 78,4% от плановых назначений. Сейчас по поручению губернатора предпринимаются все необходимые меры по выравниванию ситуации. В числе прочего прорабатывается вопрос о возможном сокращении отдельных направлений неприоритетных расходов краевого бюджета.
Если говорить о главных распорядителях средств, то они также показали неплохие результаты, полученные средства активно работают в экономике края. Первоочередные расходы, которые мы обязаны провести, выполняются в полном объеме. За полгода освоено уже 45% к годовому плану.
По объективным причинам чуть ниже запланированного темпы освоения по двум министерствам - жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Но этому есть внятные объяснения: ведомства курируют целый ряд строек, которые невозможно проводить без объявления конкурсов. Не секрет, что они требуют определенных временных затрат. И как известно, не всегда конкурсные процедуры проходят с первого раза. Тем не менее министерствам настоятельно рекомендовано активизировать работу.
- Бюджет 2013 года претерпел серьезные изменения в связи с необходимостью увеличения расходов на реализацию так называемых майских указов Президента России, предусматривающих повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы. Растет ли у ставропольских бюджетников зарплата?
- Одним из главных приоритетов нашей работы является обеспечение выполнения майских указов Президента РФ, связанных в первую очередь, как вы и сказали, с повышением заработной платы. Среднемесячные показатели в этом плане у нас выполняются практически по всем категориям бюджетников. Речь, как известно, идет о педагогических работниках школ и детсадов, работниках культуры, врачах, среднем и младшем медперсонале, социальных работниках и т.д.
Напомню, расчеты по их зарплатам теперь «привязаны» к уровню средней заработной платы в экономике региона. В соответствии с данными статистики, она за январь - июнь сложилась в размере 19334 рубля. По сравнению с началом текущего года средняя зарплата возросла на 9%. В итоге в первом полугодии по девяти из одиннадцати названных в указах категорий работников учреждений показатели средней заработной платы превысили параметры, определенные «дорожными картами» в соответствующей сфере деятельности.
Не могу не сказать также о том, что на Ставрополье продолжает решаться «детсадовская» проблема. Ведь регион взял на себя обязательство в 2015 году закрыть дефицит мест в садах. И в этом году уже введено две тысячи дополнительных мест за счет капитального ремонта или перепрофилирования зданий под детские дошкольные учреждения. По итогам года мы ожидаем цифры как минимум в четыре тысячи.
Безусловно, в этом плане главным ориентиром служат реальные потребности муниципалитетов. И самые тяжелые с этой точки зрения города - Пятигорск, Ставрополь и Михайловск. Но и тут есть подвижки - идет подготовка к строительству новых детсадов, ведется поиск зданий, которые можно было бы перепрофилировать. В частности, вскоре большое здание будет приобретено в Пятигорске, что позволит ввести для малышей сразу 350 мест.
- Сейчас в активной фазе работа над бюджетом на следующий год. Основные принципы его формирования сохранятся?
- Да, проект очередного бюджета вновь будет охватывать три года и формироваться по-прежнему в так называемом программном формате. Такой подход рассчитан на решение серьезных отраслевых проблем и более эффективное использование финансов. Программы охватывают весь спектр деятельности органов краевой власти, а именно: развитие здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, социальная поддержка граждан, содействие занятости населения, реализация молодежной политики, обеспечение инновационного развития и модернизации экономики, обеспечение безопасности. Они были проработаны еще в прошлом году, но продолжается работа по повышению их качества.
На данном этапе бюджетного планирования мы закончили согласование с муниципалитетами исходных показателей, на основании которых определяется объем финансовой помощи для территорий. При рассмотрении их обращений работала межведомственная комиссия. Важно, что было просчитано увеличение расходов муниципалитетов в связи с созданием дополнительных мест в детских садах, содержанием физкультурно-оздоровительных учреждений, а также развитием в крае сети многофункциональных центров. В частности, территории к концу следующего года должны ввести не менее 1460 мест в детсадах и открыть 11 МФЦ. Для того чтобы муниципалитеты успешно справились с этими задачами, в местных бюджетах нужно предусмотреть 300 млн рублей. И эти средства обязательно будут предусмотрены.
- В последнее время все больше говорится об открытости органов власти, возможности отслеживать и влиять на принимаемые ими решения. И в этом плане надо сказать, что донести до масс информацию о бюджете в силу ее специфики очень непросто. Что в таких условиях предпринимает минфин края?
- Соглашусь с тем, что информация о бюджетном процессе непроста для понимания и, скажем так, напрямую повлиять на бюджетные процессы гражданин не имеет возможности.
Но постепенно этот пробел должен быть устранен с помощью сайта «Открытый бюджет Ставропольского края». Сейчас министерством финансов совместно с инициативной группой представителей молодежного правительства СК прорабатывается вопрос о наполнении этого ресурса. Часть информации там будет представлена в форме, доступной для понимания профессиональной аудитории, то есть специалистов в области финансов. Но вместе с тем постепенно наполняется раздел, где все изложено доступно для обывателя.
В итоге каждому посетителю должно быть понятно, на что тратятся бюджетные средства и почему те или иные решения по распределению средств принимаются властями. Например, сейчас актуальность приобретает вопрос, почему мы допускаем дефицитный бюджет, как работаем с долгом казны и чем грозит его рост. А для того чтобы показать все это наглядно, стараемся по максимуму использовать графики и диаграммы.
Кроме того, вскоре на сайте обязательно появится возможность обратной связи. Без нее нет диалога. Ведь мы в минфине действительно хотели бы обсуждать с общественностью отдельные подходы к реализации бюджетной политики, советоваться по конкретным моментам. И люди с активной гражданской позицией могут оказать финансистам громадную помощь.
Продолжая тему открытости, отмечу, что при минфине начал активно работать общественный совет, в состав которого вошли представители финансовой элиты края, вузов, общественных организаций, профсоюзов, пенсионеры. В числе членов общественного совета управляющий филиалом Банка ВТБ в СКФО Виктор Кузьменко, управляющий Ставропольским отделением филиала ОАО «Сбербанк России» Зоя Тихомирова, член молодежного правительства СК Денис Клюшин, заместитель председателя Федерации профсоюзов СК Татьяна Чечина и другие.
- Лариса Анатольевна, как часто и по каким поводам к вам обращается население как к министру и зампреду правительства края?
- Вы затронули очень важный момент. Обращения граждан - это значительная часть работы каждого ведомства. И наша задача состоит в том, чтобы помогать жителям края, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, решать возникшие проблемы.
Как вице-премьер я ежемесячно провожу выездные приемы. В общей сложности на них побывало за полгода 28 человек. А в целом за январь - июнь в министерство финансов края по разным каналам связи поступило 71 обращение граждан. Большинство затрагивали темы обеспечения жильем и выделения земельных участков, трудоустройства, предоставления отчетности и налогообложения, повышения заработной платы и др. Подобные вопросы требуют участия в их решении территорий, потому стараемся подключать и их.
Я всегда рада привести примеры, когда людям удается реально помочь. Этой весной у меня на приеме побывал пенсионер из Благодарного, который столкнулся, по большому счету, с бытовой проблемой. Но долгое время не мог ее решить. Он приобрел холодильник, который регулярно выходил из строя. Однако продавец все просьбы поменять товар или вернуть деньги игнорировал. Мы подключили территориальный отдел Роспотребнадзора по Благодарненскому району, а вместе с региональным Союзом по защите прав потребителей составили обращение в суд и потом пристально следили за ходом процесса. Итогом этого стало появление у пенсионера нормально работающей техники.
21 августа 2013 года