Апанасенковский район Ставрополья: Жизнь на востоке
Глава администрации Апанасенковского муниципального района Владимир Ткаченко в должности ровно год. До этого возглавлял сельскохозяйственное предприятие «Джалга», и вообще вся его жизнь прошла здесь, в Приманычье. После армии и техникума трудился в родном колхозе зоотехником, бригадиром. Ему не было и тридцати лет, когда возглавил хозяйство. Двадцатилетний стаж руководящей работы, умение достигать поставленной цели и мобилизовать на это подчиненных, репутация человека слова позволили ему стать победителем конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Апанасенковского муниципального района.
Мы разговариваем с Владимиром Николаевичем о том, что сделано за этот год. Самое главное, по его мнению, то, что в районе удалось сохранить стабильность – экономическую, социальную, хотя в нынешней обстановке это не так уж и просто. Район традиционно сельскохозяйственный, здесь 11 сельхозпредприятий разных форм собственности и 96 фермерских хозяйств. Все они специализируются на растениеводстве и животноводстве. Площадь сельхозугодий составляет почти 310 тысяч гектаров, из них пашни 190 тысяч гектаров. Все здесь зависит от урожая. Кстати, жатва-2013 только что закончилась.
- Такой уборки на моей памяти еще не было, - говорит Владимир Ткаченко, - и хоть легкого хлеба не бывает в принципе, но нынешний год приготовил нам особые испытания.
Во-первых, жатва началась на две недели раньше привычных сроков – к тому подтолкнула весенняя засуха, в результате чего зерновые созрели преждевременно. Более того, почти полтысячи гектаров гороха пришлось списать – он попросту сгорел от солнца и сильных ветров. Во-вторых, не успела начаться жатва, как полили дожди, очередной раз подтвердив ироничную народную мудрость: идет не там, где просят, а там, где косят. И так всю жатву ни одного дня не выпало, чтоб работали люди в поле спокойно, для косовицы выбирались буквально часы погожей погоды. А каждый час простоя на хлебном поле – это заметное снижение урожайности, потеря качества зерна. И все же в этих тяжелейших условиях апанасенковцы собрали более 250 тысяч тонн зерна. По сравнению с прошлогодними 170 тысячами это, конечно, неплохо, но были годы и более успешные. Каждый гектар дал по 28 центнеров, что в таких экстремальных условиях можно назвать почти что подвигом. Грамотное хозяйствование, применение современных технологий позволили выйти в лидеры СПК «Путь Ленина» - здесь получили по 45 центнеров зерна с каждого гектара; СПК имени Апанасенко, где каждый гектар дал по 36,5 центнера зерна. Хорошая организация работ характерна для колхозов «Дружба», имени Ленина, сельхозпредприятия «Родина». Конечно же, в этом велика заслуга руководителей Николая Полянского, Алексея Лавриненко, Евгения Куща, Николая Васильева, Виктора Скибы и возглавляемых ими коллективов.
Более того, наиболее крепкие здешние хозяйственники уже несколько лет арендуют земли в соседней Калмыкии, где таким инвесторам очень рады - и поля в порядке, и деньги за аренду в бюджет поступают. Хотя инвесторы бывают разные, и апанасенковцы в этом убедились: на их глазах заезжие хозяева обещали чуть ли не райскую жизнь, но оказалось, кроме прибыли им ничего не нужно. Естественно, социальная сфера села пришла в упадок, что только добавило депрессивного настроения местным жителям.
Основную прибыль хозяйствам приносит выращивание зерновых, однако Приманычье не отказывается от животноводческой отрасли, как это сделали многие районы в крае.
- А как отказываться, - поясняет Владимир Ткаченко, - если это занятие традиционное для наших мест, а потому социально значимое. Мы не можем оставить без дела сотни людей, пополнить ими ряды безработных.
К тому же Апанасенковский район уникален тем, что является единственным в России районом-племзаводом, где каждое хозяйство очень серьезно занимается племенной работой. Государство хоть и поддерживает животноводческую отрасль, но его помощь не способна перекрыть убытки и сделать отрасль прибыльной. В советские времена, когда существовал госзаказ, одним из главных источников благополучия хозяйств была овечья шерсть – о ней уважительно говорили: «золотое руно». Теперь же она, получается, никому не нужна: по словам моего собеседника, за последние 15 лет район не реализовал в России ни одного килограмма шерсти. (За границу получалось продавать по весьма выгодной цене.) В этом году продали по 130 рублей, и вроде бы государство обещает доплатить еще по 200 за каждый килограмм. Правда, денег этих пока еще не видели, и овцеводы беспокоятся, что, пока придут дотации, выдавать их будет уже некому.
Большой проблемой для района остается орошение. Его практически нет: ни одно хозяйство в районе, даже экономически сильное, не в состоянии решить этот вопрос самостоятельно, нужна серьезная государственная поддержка. Раньше были дотации на расход электроэнергии, сейчас отменили и это. Да, есть так называемая погектарная поддержка, но она не учитывает специфики восточных районов, а потому рубль, выделенный, скажем, Новоалександровскому или Кочубеевскому району, дает разную отдачу, нежели в Приманычье, где и почва неплодородная, и количество осадков минимальное, к тому же выращивать хлеб здесь можно только на паровых участках, то есть половина полей должна «отдыхать» год, чтобы потом дать урожай. Это, конечно, несправедливо, и хлеборобы района, что называется, стучатся во все двери в поисках решения проблемы.
Большие надежды аграрии связывают с тем, что в конце мая правительство края ввело должность министра по вопросам социально-экономического развития восточных территорий. Суммарная площадь этих территорий составляет 40 процентов всего края, а валовой сбор зерна – примерно третья часть всего ставропольского каравая. Так что процветание региона напрямую связано с тем, как будет жить и трудиться восток. В первую очередь надо создать условия для закрепления местных кадров, ведь плотность населения в некоторых районах просто критическая – в соседнем Арзгирском районе, к примеру, менее восьми человек на квадратный километр.
Уже в первые дни после своего назначения новый министр Александр Коробейников побывал в Приманычье, чтобы на месте ознакомиться с проблемами. Позднее в Буденновске состоялось совещание, куда были приглашены представители семи восточных районов. На нем А. Коробейников поставил перед органами местного само-управления задачи по наведению порядка в земельном учете, затратах по производству зерна, собрать точные статистические данные по личным подсобным хозяйствам. Эта работа уже полным ходом ведется в Апанасенковском районе.
Кроме того, за последнее время произошли приятные преобразования в социальной сфере. Впервые за весь постсоветский период в Дивном за бюджетные деньги построен жилой дом, в него перебрались люди из старого, пришедшего в негодность дома. Новоселье стало возможным благодаря участию муниципальной власти в краевой адресной программе переселения граждан из аварийного жилья.
- Это далеко не последнее новоселье в районе, - обещает глава администрации, - в ближайшее время в Дивном на месте пустыря начнется строительство двух многоквартирных домов.
А прямо сейчас в райцентре идет строительство физкультурно-оздоровительного комплекса – многолетней мечты здешних жителей.
Ремонтируются или уже отремонтированы все фельдшерско-акушерские пункты в селах района, установлено новое оборудование в школьных столовых, будут заменены окна в учебных классах всех школ, в медицине района ожидаются приятные перемены: планируется замена рентгенологического и операционного оборудования.
Неплохо в районе обстоят дела с торговлей, бытовым обслуживанием – вместо ушедших в небытие государственных предприятий пришли предприниматели, которые со временем обрели свой стиль, нажили добрые традиции. К сожалению, стабильность этой сферы расшатали изменения в налоговом законодательстве, и более 200 предпринимателей прекратили свою деятельность. Конечно же, снижение конкурентоспособности в первую очередь отражается на ценах и качестве услуг – выходит, пострадало от этого все население района. Точно так же – негативно – может сказаться и закрытие офисов Сбербанка в поселке Айгурском и селе Белые Копани. Руководство района пытается сейчас добиться отмены этой депрессивной оптимизации. И в самом деле, может быть, руководству Сбербанка поискать элементы экономии где-нибудь в перенаселенном офисами городе, а не в маленьком селе, чтобы людям не пришлось ездить за своими же деньгами за десятки километров в райцентр?
В общем, жизнь на востоке края идет своим обычным чередом, радость побед сменяется проблемами обыденной жизни, которые требуют каждодневного решения. А впереди еще много важных, нужных и интересных дел, начинаний и задумок, которые Владимиру Ткаченко и его команде еще предстоит воплотить в реальность.
23 июля 2013 года