08:44, 18 июля 2013 года

Памяти клавишника DEEP PURPLE Джона Дугласа Лорда

Возможно, далеко не все знают, что именно Лорд, а не смутьян-гитарист Блэкмор или голосистый Гиллан, являлся центральным ядром группы, ее скрепой и, по сути, самым старым участником. Именно он стоял в основании DEEP PURPLE с того момента, когда сосед по съемной квартире – Крис Кертис – увлек Джона идеей основать группу в стиле прогрессивного рока. Крис проект замутил, нашел продюсеров, но потом затею бросил. А Лорд остался. 

Даже после появления Ричи Блэкмора Лорд оставался основным идеологом и рулевым DEEP PURPLE образца 1960-х (впрочем, он был и самым старшим в группе). Тогда Джон активно писал песни, делал все аранжировки и кое-где даже подпевал.

Ричи Блэкмор о песне «April» («Апрель»): «Я родился в этом месяце. Поначалу у меня была просто маленькая случайно возникшая мелодия. Я показал ее Джону и он придумал «классический» кусок для средней части композиции. В свои двадцать пять лет я еще не слышал ничего подобного. Для того времени это было достаточно смело».

Вершиной личных амбиций Джона Лорда в DEEP PURPLE стал «Концерт для группы с оркестром». Дело в том, что наш герой с раннего детства воспитывался на классической музыке (его отец был саксофонистом), обожал Чайковского, Баха, Грига, Дворжака и планировал делать карьеру именно в этом направлении, для чего окончил Лондонский Королевский музыкальный колледж.

Так как рок-музыка в 1960-х вышла из узких берегов и расплылась широким потоком, подхватывая самые разные стили и течения, Джон решил, что именно она луче всего подходит для самореализации. Уже в ранних работах слышно это желание Лорда вплести классику в формат рока. А в 1969 году он созрел для рискованной и революционной идеи – написать сюиту, где рок-группа будет играть с симфоническим оркестром.

Что же тут революционного, спросите вы. А как же «Сержант Пеппер» «Битлз»? А группы PROCOL HARUM и MOODY BLUES? Но дело в том, что Лорд не собирался использовать оркестр просто как приправу для рок-песни. Его цель была в том, чтобы классика и рок звучали на равных, и на равных нашли точки соприкосновения. Сумасбродную идею поддержал дирижер Малкольм Арнольд. А вот участники самого оркестра играли с «волосатиками» явно без удовольствия.

Ричи Блэкмор: «У меня был маленький усилок Vox, и каждый раз, когда я начинал играть, эти парни натурально затыкали уши: «Слишком громко»! Я, значит, пытаюсь, чтобы публика меня услышала, а рядом сидят эти скрипачи с пальцами в ушах. Можете представить, насколько меня все это вдохновляло».

«Концерт группы с оркестром» денег группе не принес, но шума наделал. Однако Блэкмор и недавно появившийся Гиллан поняли, что дальше потакать амбициям Лорда не стоит, и заявили, что хотят более жесткой и роковой музыки. Джон Лорд не противился, группа для него была важнее личных амбиций. К тому же он очень уважал талант и чутье гитариста и вокалиста DEEP PURPLE.

Джон Лорд: «Если и существует вообще формула PURPLE, то она такова: голос Гиллана, гитара Ричи. Остальное не так важно, и структура песни не играет роли. Ричи всегда найдет подходящий рифф, а Гиллан всегда сориентируется в любой песне».

В результате на свет родился знаменитый альбом In Rock – один из столпов стиля хард-рок. Лорд хоть и отошел в тень Блэкмора и Гиллана, но его орган оставался «визитной карточкой» стиля группы (как и фирменные вкрапления классики в ткань тяжелого рока). Пассажи Джона звучали убедительно, плотно и мощно даже на фоне неистовой гитары Ричи (достаточно послушать хотя бы Speed King, Highway Star, Child in Time, Fireball, Pictures Of Home).

Джон Лорд: «Я же всегда был одним из самых спокойных в группе, наиболее флегматичным. Оттого ко мне часто обращались: «Слушай, а что ты думаешь, Джон, о том-то и о том-то?! Вот у нас пока разные мнения. Наверное, я дам ему в глаз?..» На «миротворчество» уходили силы, эмоции...».

Иногда силы убеждения Лорда не хватало. Но даже когда из группы ушли сначала Гиллан с басистом Гловером, а затем и сам Блэкмор, Джон пытался сохранить группу до последнего. По сути, он да барабанщик Ян Пейс были единственными неизменными участниками DEEP PURPLE. Кроме того, они дружны и даже женаты на сестрах-близняшках.

Джон Лорд: «Иногда мне говорят: как ты можешь играть эту музыку, если ты одновременно делаешь совсем другую? Как ты можешь любить рок-музыку и классику? Для меня это звучит, как если бы кто-то спросил: как ты можешь есть мясо, если ты ешь картошку? Сейчас после каждого концерта слушаю в своей уборной только классическую музыку. Без Моцарта я бы, наверное, уже давно помер и лежал бы на кладбище!»

В 1999 году Джон отметил 30-летие своего «Концерта для группы с оркестром» и снова исполнил его на публике.

Последние годы Лорд полностью ушел в сольное творчество – во многом сложное и непонятное рядовому рок-меломану. Так было вплоть до 2011 года, когда Джон объявил поклонникам о своем онкологическом заболевании. Перед Новым, 2012 годом Лорд написал на своей интернет-страничке: «У меня все хорошо, и я вернусь с большой новостью на следующей неделе или около того. Желаю вам успехов и счастья и прежде всего здоровья».

Большая новость оказалась совсем не хорошей. Джон Лорд не вернулся...

Shkolazhizni.ru
«Памяти клавишника DEEP PURPLE»
Газета «Ставропольская правда»
19 июля 2013 года