Бюджет Ставропольского края продолжает выделять средства на проект по поддержке местных инициатив
Уже несколько лет подряд одной из статей расходов краевого бюджета является поддержка программ развития муниципальных образований, основанных на местных инициативах. С таковыми выступает активная часть сельского населения, и наиболее перспективные из предложений впоследствии реализуются. Основное бремя расходов берет на себя краевая казна, часть денег поступает из местных бюджетов. Всемирный же банк оказывает максимальную консультативную поддержку и делится мировым опытом. Об эффекте проекта и перспективах его дальнейшей реализации мы беседуем с заместителем председателя правительства СК - министром финансов Л. КАЛИНЧЕНКО.
- Лариса Анатольевна, если говорить о проблемах местного самоуправления, то первое, о чем вспоминаешь, это явный дисбаланс между постоянно расширяющимися полномочиями муниципалитетов и недостаточными финансовыми возможностями для их реализации. Конечно, краевые власти в той или иной мере пытаются сглаживать перекосы, но это не всегда в их силах - субсидии не решают всех проблем. Какую роль в этом плане играет проект Всемирного банка?
- Проблемы местного самоуправления и пути их решения уже не первый год обсуждаются на всех уровнях. Их острота, как вы правильно заметили, усиливается в связи с увеличивающейся нагрузкой на муниципалитеты, дефицитом средств и отсутствием реальных финансовых возможностей для исполнения некоторых полномочий. Сложностей добавляют и нерешенные вопросы, связанные с состоянием социальной инфраструктуры в отдаленных территориях.
Для Ставропольского края, приступившего к внедрению 131-ФЗ «Об общих принципах местного само-управления» несколько раньше других регионов России, эти проблемы отчетливо обозначились еще в 2005-2006 годах. Уже с того времени правительство и министерство финансов края стали искать эффективные механизмы, позволяющие решить проблемы территорий. Однако нужно понимать, что во всех случаях, когда к этому процессу подключается региональная власть, не уйти от схемы, построенной по принципу «сверху вниз»: именно регион определяет, какие задачи будут решаться уже завтра, а какие - несколько позже. При этом для жителей конкретного поселения предложенный региональной властью приоритет может и не являться таковым.
Ведь за что, как правило, ратует население? Чтобы его жизнь стала комфортнее – были построены детские площадки, освещены улицы или проложены внутрипоселковые коммуникации. То есть не крупные, но очень важные для жителей проекты.
Поэтому нас в свое время и заинтересовал проект Всемирного банка по поддержке местных инициатив. Там действует обратный механизм.
Важно, что ключевой целью этого проекта является содействие институциональному развитию местных сообществ. Проще говоря, в процессы самоуправления активно вовлекаются жители поселения, именно от них зависит, какая конкретно проблема населенного пункта будет решена в первую очередь: например, проложена дорога или восстановлен Дом культуры.
– То есть это отнюдь не банальная раздача – выделение средств из краевого бюджета? Смысл в том, что средства будут потрачены на первоочередные нужды жителей и с их участием?
- Вы правы. Суть проекта Всемирного банка по поддержке местных инициатив заключается в том, что ежегодно из краевого бюджета на конкурсной основе выделяются определенные средства для реализации в поселениях небольших по стоимости микропроектов. Максимальный размер субсидии со стороны региональной казны не превышает двух миллионов рублей.
Микропроекты выбираются самим населением на общих собраниях, сходах или общественных слушаниях. При этом обязательным условием является наличие софинансирования не только со стороны муниципалитета, но также жителей или спонсоров. Но формированием запроса участие населения не ограничивается. Они обязательно заняты и в практической реализации проекта, вплоть до приема работ в эксплуатацию и самостоятельного проведения благоустройства.
Подобный подход давно получил успех за рубежом, там чаще всего задействованы грантовые средства. Но, как известно, гранты рано или поздно заканчиваются, потому мы решили идти по несколько другому пути. Основным отличием ставропольского проекта от аналогичных проектов за рубежом стало то, что он встроен в систему межбюджетных отношений между краем и муниципалитетами. Для реализации проекта между правительством края и Всемирным банком в 2006 году было заключено соглашение, которое и послужило началом той большой совместной работы, которая уже шесть лет ведется на территории отдельных муниципальных поселений Ставрополья.
– Лариса Анатольевна, можно без капли преувеличения сказать, что вы стояли у истоков реализации проекта, о котором мы говорим. И как раз следующий вопрос о том, какие муниципалитеты попали во внимание. Проект сосредоточен на нуждах восточных территорий. Почему был сделан такой выбор?
- Да, в проект по поддержке местных инициатив изначально были вовлечены семь восточных районов края, где расположено 72 муниципальных поселения. Как известно, восток в значительной степени отличается от другой части края по целому ряду показателей. Засушливое и безводное лето и, соответственно, рискованное земледелие, определенная отсталость от других районов края по уровню развития инженерной инфраструктуры, отдаленность от краевого центра, высокий уровень дотационности местных бюджетов, сложные миграционные процессы и т.д. В то же время это 40 процентов территории края, где живут свыше 250 тысяч человек. Крупные проблемы постепенно решаются в рамках краевых программ, но нередко без должного внимания остаются вопросы благоустройства территорий, текущего ремонта учреждений и коммунальных систем.
И здесь как раз помогают средства, выделяемые для поддержки местных инициатив. Конечно, говорить, что реализация проекта позволила решить все проблемы на уровне поселений, еще не приходится. Но то, что наметилось определенное позитивное движение, это безусловный факт. В строй возвращаются объекты муниципальной собственности, не работавшие годами, или решаются десятилетние проблемы.
За шесть лет реализации проекта по поддержке местных инициатив удалось сделать многое. Было выполнено около 170 заявок населения. В 66 случаях средства направлялись на ремонт домов культуры, отремонтирована 21 внутрипоселковая дорога, возведено 20 детских площадок и аттракционов, организовано 12 спортивных объектов. По 16 микропроектам выполнены работы, направленные на улучшение водоснабжения населенных пунктов, что для восточной зоны особенно важно. Проводились работы по освещению и газификации отдельных улиц, ремонту водоотводящих систем, благоустройству, созданию объектов пожарных частей, ремонту мостов и еще целому ряду других направлений. Как видим, палитра достаточно широка.
Важно и то, что в ходе реализации микропроектов создаются новые рабочие места. Всего за эти годы их создано свыше трех сотен, и это спасение для многих семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Что значит, к примеру, 11 рабочих мест в селе Новоромановском Арзгирского района, где недавно было введено в эксплуатацию пожарное депо на базе бывшего дома быта? Это стабильный и устойчивый доход по крайней мере для 40 человек. Поэтому не случайно число новых рабочих мест наряду с софинансированием является очень важным показателем при балльной оценке конкурсных заявок муниципалитетов на получение средств по проекту.
Добавлю, что при всей несхожести типов реализованных объектов их объединяет то, что они отнесены к полномочиям муниципальных поселений, выбраны населением и реализуются с их участием и при поддержке краевого бюджета.
– И здесь мы подходим к очень важному моменту. Давайте обратимся к нематериальному эффекту проекта по поддержке местных инициатив.
- На мой взгляд, как раз в нематериальном эффекте и состоит главная ценность проекта.
Так, начнем с контроля за непосредственным исполнением инициатив. В данном случае это прерогатива не столько власти, сколько самих жителей. И участие населения даже на стадии выполнения подрядных работ не бывает лишним и выражается в самых различных формах. В частности, в селе Владимировка Туркменского района инициативная группа из числа населения взвешивала каждую машину асфальта, предназначенного для ремонта дороги. В результате выявлен недовес, он составил восемь тонн. Отговорки подрядчика по поводу «усушки и утруски» в итоге не возымели действия. Люди отстаивали то, за что они тоже заплатили. Чтобы нормализовать ситуацию, подрядчик предложил сверх данного проекта провести ямочный ремонт соседней улицы за счет «сэкономленного» асфальта. В этом же селе с целью сохранения нового дорожного полотна было предложено установить габаритные шлагбаумы, препятствующие проезду автотракторной техники. И подобных примеров немало.
Во многом цель проекта – изменить иждивенческую психологию поведения жителей, стимулировать их экономическую и социальную активность, настроить на понимание возможности ведения диалога с властью. И надо отметить, что это двухсторонний процесс. Когда население становится более требовательным, прямо заявляет о своих потребностях, тогда меняется и порядок работы муниципальных органов власти. Они начинают учитывать мнение населения в решении местных проблем.
Кстати, свидетельством роста доверия к власти со стороны населения является и то, что главы поселений, активно участвующих в проекте по поддержке местных инициатив, получают значительную поддержку населения в ходе проведения муниципальных выборов.
– То, о чем вы говорите, – это же, по сути, принципы системы «Открытое правительство», работа над созданием которой широко развернута в стране.
- Действительно, проект по поддержке местных инициатив во многом созвучен большинству принципов «Открытого правительства», над внедрением которых Ставропольский край работает в числе нескольких пилотных регионов. Опыт по повышению информационной открытости власти, вовлеченности общества и гражданских инициатив в систему принятия решений будет позже распространен на всю страну. А проект по поддержке местных инициатив отчетливо демонстрирует конкретный эффект, который можно получить при грамотном и последовательном внедрении механизмов, направленных на развитие диалога между органами власти, бизнесом и населением.
– Лариса Анатольевна, может быть, есть смысл распространить такую практику на весь край?
- Конечно, такое желание есть, однако краевой бюджет в силу объективных причин стеснен в своих возможностях. Сложно будет найти финансы даже для того, чтобы ежегодно реализовывать микропроекты в половине муниципальных образований края.
Поэтому пока решено ограничиться поселениями восточной зоны, для того, как я уже отмечала, чтобы закрепить там население и создать более благоприятные условия для проживания. Ведь микропроекты как раз отличаются быстрым результатом, по большому счету, они реализуются в течение строительного сезона. И увеличивать объем перечисляемых из краевого бюджета муниципалитетам средств пока нет смысла, это может повлиять на сроки исполнения. В этом году в краевом бюджете на софинансирование программы поддержки местных инициатив заложено 61,7 миллиона рублей.
– Каковы перспективы проекта?
- Напомню, Ставропольский край был первым регионом, реализовавшим на территории России совместно со Всемирным банком проект поддержки местных инициатив. Наш опыт заинтересовал другие территории, он нашел широкое применение в Кировской и Тверской областях, постепенно подключаются и другие регионы. Так, интерес проявляют сейчас наши соседи по Северо-Кавказскому федеральному округу – Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Они, как и мы, готовы тратить деньги на повышение уровня гражданской активности населения.
Более того, есть серьезная надежда, что ряд наших наработок будет транслироваться на всю Россию и будет подкреплен федеральными финансами. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 2071 утверждена Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». В числе прочих задач федеральной программой предусматривается поддержка местных инициатив граждан по улучшению условий жизни. Это тоже красноречивое подтверждение того, что выбор вектора развития муниципального самоуправления в свое время на Ставрополье был сделан верно.
29 мая 2013 года