Переселение началось, требуется помощь
Утверждать, что вручение разрешений на временное проживание оставило приглашенных на заседание общественно-консультативного совета семиреченских казаков равнодушными, значит грешить против истины. Неброский внешне, документ этот – первый шаг к получению гражданства России. И что немаловажно, с января 2013 года он позволяет иностранцам трудоустраиваться без всяких ограничений – ни разрешения на работу не нужны, ни патенты. Другое дело, первый шаг в данном случае далеко не самый трудный. По части как получения гражданства, так и обустройства на новом месте жительства.
Подтверждением тому ситуация, в которой оказался Николай Сухомлинов, рискнувший перебраться из Киргизии на Ставрополье с семьей уже в апреле нынешнего года: ни гражданства российского, ни жилья, ни земли под застройку, ни работы. И мест в детском саду для двоих малолетних ребятишек тоже нет. И это при том, что речь о селе Сенгилеевском Шпаковского района, которое в прошлом году было определено базовой площадкой для расселения и обустройства семиреченских казаков. То есть, переезжая сюда, люди не должны сталкиваться с неразрешимыми для них проблемами.
Разумеется, все было бы по-другому, действуй на Ставрополье региональная программа содействия добровольному переселению соотечественников. Это касается прежде всего упрощения процедуры получения российского гражданства. По словам заместителя начальника УФМС России по Ставропольскому краю Казбека Эдиева, никаких бюрократических проволочек здесь нет и не будет. Тем более что бывшим гражданам Киргизии и Казахстана, с которыми Россия подписала соответствующие соглашения, не надо ждать пять лет, чтобы получить вид на жительство. Но по ряду позиций сотрудники миграционной службы ничем казакам-переселенцам помочь не в силах. Имелась бы региональная программа – были бы и послабления, а раз ее нет – все на общих, по закону, основаниях.
Между прочим, проект программы уже разрабатывается. Хотелось бы, чтобы он быстрее прошел согласование в Москве.
К слову, руководители Ставропольской региональной благотворительной общественной организации «Вера. Надежда, Любовь» и ассоциации переселенческих организаций Ставропольского края «Солидарность» не просто выразили семиреченцам моральную поддержку. В ходе заседания общественно-консультативного совета при УФМС России по Ставропольскому краю они пообещали будущим переселенцам практическую помощь. Благо есть опыт преодоления разного рода препятствий.
Правда, только этой помощи явно недостаточно. Все члены совета были едины во мнении: пока не принята краевая программа содействия добровольному переселению соотечественников, нужен орган типа временной рабочей комиссии. Ведь даже в селе Сенгилеевском, где запланировано обустроить более 40 семей переселенцев, возникают проблемы, решение которых не по силам ни муниципалам, ни тем более самим переселенцам. В частности, в сфере землепользования. Между тем из Киргизии намерены выехать на Ставрополье около 1200 семей. Плюс как минимум 800 казачьих семей с юга Казахстана, семиреченцы-то после развала СССР живут в обеих республиках. А это уже проект, для реализации которого нужен полномочный управленческий орган.
И что важно, проект этот не только семиреченским казакам необходим. Как отметил председатель общественно-консультативного совета профессор СКФУ Виталий Белозеров, речь идет об изменении в лучшую сторону социальной и демографической ситуации. Особенно в восточных районах края. Понятно, остановить происходящие процессы, чреватые изменениями исторически сложившегося этнобаланса, можно лишь через создание для коренного населения комфортных и в экономическом, и в социальном плане условий проживания. Но даже и разработанная недавно по благословению митрополита Кирилла программа активизации духовно-просветительской, миссионерской и социальной работы в восточных районах – уже шаг вперед. А если еще не медлить с принятием программы добровольного переселении соотечественников…
Те же семиреченцы не против селиться и на востоке Ставрополья, причем не отдельными семьями – целыми общинами. Их не пугает жизнь в близком соседстве с другими этносами, это привычный уклад жизни для казаков, осевших в Средней Азии еще во второй половине XIX века. Но вот что настораживает, так это вероятность оказаться не на месяцы, а даже на годы в подвешенном состоянии. И не случайно Сухомлиновы – единственная на сегодня семья, которая, продав в Киргизии дом, безвозвратно вернулась на историческую родину. Остальные же казаки бывают пока на Ставрополье наездами, что, кстати, здорово бьет их по карману – путь-то очень и очень неблизкий. Но деваться некуда: сразу переехать – значит обзавестись целым букетом труднорешаемых проблем…
14 мая 2013 года