Евгений Иванько

Евгений Иванько

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Ремонт дорог

Ремонт дорог

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Строительство дорог

Строительство дорог

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Строительство дорог

Строительство дорог

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

О приоритетных направлениях дорожного хозяйства, основных направлениях инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог краевого и межмуниципального значения и, соответственно, обеспечения их высоких транспортно-эксплуатационных свойств, которые обеспечат достижение этой цели, рассказывает «СП» министр дорожного хозяйства края Евгений Иванько.

– Евгений Алексеевич, какие, на ваш взгляд, первоочередные задачи стоят сегодня перед дорожной отраслью?

– На сегодняшний день это решение вопросов, связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для строительства и реконструкции автомобильных дорог. Есть определенные моменты, которые не позволяют к началу строительства или реконструкции своевременно оформить право государственной собственности на земельные участки, находящиеся под будущей трассой. И это чаще всего связано с нежеланием их собственников или арендаторов пойти навстречу. Они отказываются оформлять необходимую документацию на вновь образованные участки на том основании, что это требует дополнительных материальных затрат. Но законом не предусмотрена процедура оформления за счет средств бюджета.

Хозяева участков, интересующих дорожных строителей, ставят свои условия при их изъятии и в части выкупной стоимости, стараясь извлечь как можно большую пользу, порой совершенно не сообразуясь с качественными характеристиками земли. Даже за бросовую, не подходящую для выращивания сельхозкультур многие требуют неподъемную сумму, не заботясь об общественной пользе. Ведь развитая дорожная сеть – это всегда убедительный стимул для роста экономики региона.

Есть, безусловно, и другие проблемы. В частности, годами копившийся «недоремонт» дорог, что ставит под вопрос стопроцентное обеспечение условий безопасности движения. Чтобы устранить эти недостатки, задача на ближайшие годы очевидна – это модернизация и сохранность существующей транспортной инфраструктуры края, приведение дорог в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние.

– Евгений Алексеевич, ваше мнение: создание краевого дорожного фонда облегчает решение поставленных перед отраслью задач?

– После отмены закона Российской Федерации «О дорожных фондах в РФ» начиная с 1 января 2005 года дорожная отрасль финансировалась из консолидированного бюджета края. Ввиду его дефицитности средства на дорожное хозяйство до 2012 года выделялись по остаточному принципу. Конечно, такое положение дел не лучшим образом сказывалось на состоянии дорожной сети.

Возвращение дорожного фонда прежде всего снимает напряженность в вопросах финансирования отрасли. Потому что известны механизм и источники налоговых поступлений и акцизов, предназначенных для его формирования. Соответственно, аккумулированная на счету фонда сумма целевым назначением расходуется только на нужды дорожного хозяйства. Немаловажно также, что средства, не использованные в текущем году, остаются в фонде и могут быть освоены на следующий год. Учитывая продолжительность конкурсных процедур, переход средств дает дорожникам дополнительное преимущество для эффективного развития отрасли.

– Насколько эффективно сотрудничество с муниципалитетами? Ведь дорожным фондом в том числе заложены немалые суммы на развитие местных дорог. Треть дорожного фонда для развития сети муниципальных дорог – это серьезно. Какие средства освоены в прошлом году и какие перспективы на год нынешний?

– С образованием дорожного фонда СК работа с муниципалитетами стала масштабнее и продуктивнее. Сегодня муниципальные образования заинтересованы в эффективной и качественной работе, так как имеют право на получение субсидий не только на проведение ремонта местных дорог и дворовых территорий, но и на подготовку проектно-сметной документации для сельских населенных пунктов, не обеспеченных подъездами к автотрассам с асфальтовым покрытием. Муниципалитеты могут создавать и собственные дорожные фонды, что позволяет министерству более тесно взаимодействовать с органами местного самоуправления в части разработки совместных программ, своевременного проведения проектных работ и осуществления конкурсных процедур до начала дорожно-строительного сезона.

В 2012 году благодаря полученным из фонда субсидиям муниципальные образования ввели в эксплуатацию 32 км местных дорог. Проведена реконструкция автомобильных дорог и улиц в Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Железноводске; автомобильной дороги Светлоград – Благодарный – Буденновск, проходящей по улицам города Светлограда, внутрипоселковых дорог Горьковского Новоалександровского района; проезжей части на шести улицах и дорогах в поселке Новом Георгиевского района; тоннеля под железной дорогой Невинномысск – Минеральные Воды в Невинномысске.

На капитальный ремонт и ремонт местных автомобильных дорог субсидии направлены 36 муниципальным образованиям края: приведено в нормативное состояние более 556 тысяч кв. м автомобильных дорог общего пользования.

На капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним субсидии направлены 27 муниципальным образованиям, в которых отремонтировано общей площади более 54 тыс. кв. м.

Реализация мероприятий дорожного фонда в 2012 году позволила увеличить долю региональных и местных дорог, соответствующих нормативным требованиям, навести порядок в самих населенных пунктах, благоустроив сотни дворовых территорий многоквартирных домов.

В 2013 году в соответствии с постановлением правительства края муниципалитетам выделены субсидии на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с «большой дорогой» в рамках краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы». Средства на обозначенные цели будут выделены Александровскому, Саблинскому, Средненскому сельсоветам в Александровском районе, хуторам Воротниковскому, Екатериновскому, Сотникова в Кочубеевском районе, Прикумскому, Пригородному сельсоветам, на строительство дороги между хуторами Калаборка и Верблюдогорка в Минераловодском районе, Иргаклинскому сельсовету в Степновском районе.

В 2013-м многие муниципальные образования получат субсидии за счет средств дорожного фонда СК на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог. Среди них Александровский сельсовет, Курсавский сельсовет Андроповского района, села Воздвиженское и Киевка Апанасенковского района, Арзгирский сельсовет, село Бурлацкое Благодарненского района, Буденновск, станицы Лысогорская и Подгорная Георгиевского района, село Тугулук Грачевского района, города Георгиевск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Невинномысск, Ставрополь и многие другие.

Немалые средства из дорожного фонда предусмотрены в этом году и на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним. Большой объем работ будет осуществлен в Благодарном, Буденновске, Изобильном, Ипатово, Новопавловске, Минеральных Водах, Нефтекумске, Светлограде, Зеленокумске, Георгиевске, Железноводске, Кисловодске, Невинномысске, Пятигорске, Ставрополе, Русском сельсовете Курского района, селе Левокумском и многих других муниципальных образованиях.

– Порой крупные госзаказы по сооружению дорожных объектов забирают столичные фирмы, и способствуют этому так называемые крупные лоты, которые не под силу нашим ставропольским ДРСУ. Как отрегулировать систему госзаказа, чтобы наши дорожники были с работой, зарабатывали на новую технику, внедрение современных технологий, увеличивали налоговые выплаты в краевой бюджет?

– Смотря что мы называем крупной закупкой. Начальная цена строительства или реконструкции объектов министерства дорожного хозяйства Ставропольского края, как правило, не превышает 500 млн рублей, но бывают и исключения. Это зависит от финансовых возможностей заказчика, технической сложности объекта, проектных решений и т.п.

При размещении государственного заказа на дорожно-строительные работы постоянно приходится сталкиваться с проблемами. Все они хорошо известны не только на Ставрополье, но и в других регионах и связаны с несовершенством федерального законодательства о госзаказе. Объявленные аукционы могут быть признаны несостоявшимися по разным причинам, например, принятое решение оказывается опротестованным проигравшим подрядчиком. Но страшнее ситуация, когда победителем становится недобросовестная организация. Для начала этот участник аукциона сбивает цену, что позволяет ему выиграть, поскольку этот показатель является определяющим. А затем выясняется, что госзаказ достался «пустоцвету», не располагающему ни специальной дорожной техникой, ни квалифицированными кадрами, чтобы выполнить поставленную задачу, который в итоге нанимает субподрядчиков. А они в таких обстоятельствах вынуждены экономить на всем, самое страшное, в том числе в ущерб качеству, чтобы построить или отремонтировать дорогу по предложенной заниженной цене, не соответствующей реальным затратам.

Дело поэтому не только в том, что к нам заходят крупные подрядные организации из-за пределов края. Рынок достаточно развит и в нашем, и в соседних регионах. Поэтому с каждым годом в торгах участвует все больше и больше предприятий. Главное, чтобы работа досталась профессионалу и была выполнена на «отлично». Конечно, больший интерес к аукционам на дорожные работы проявляют прежде всего местные подрядные организации, в том числе и наши краевые дорожные ГУПы. В связи с этим я должен подчеркнуть, что и опыт, и квалификация, и финансовые возможности, для того чтобы любую по сложности задачу выполнить профессионально, у них есть. Конкурентоспособность на рынке дорожных работ очень важна.

Что касается новой техники и технологий, то совершенно очевидно, что без этого не построить хороших дорог, обладающих высокими эксплуатационными характеристиками. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы у краевых подрядчиков имелись весомые заказы и прибыль, позволяющая развиваться, соответствовать современным отраслевым стандартам по всем параметрам. Взаимосвязь очевидна: есть выгодные контракты – будет и техника, и высококвалифицированный персонал. Рынок диктует свои условия, и найти в нем свою нишу непросто. Пока наши ДРСУ с этой задачей справлялись достаточно успешно. Но расслабляться нельзя – оттеснят конкуренты.

Но, с другой стороны, напрямую лоббировать интересы ставропольских дорожников не разрешает действующее законодательство о госзакупках: непозволительно по своему усмотрению, минуя конкурсную процедуру, отдавать кому-то приоритет. Допустить это – значит нарушить букву закона, согласно которому все участники торгов независимо от форм собственности имеют равные права. Вот только возможности у всех разные. Для того чтобы выбор мог быть безошибочным, необходимо, на мой взгляд, поставить во главу требований к подрядчику не только решимость выполнить работу за меньшую цену, но и техническую возможность сделать это с высоким качеством. По целому ряду позиций, на мой взгляд, законодательство о госзаказе нуждается в доработке.

В связи с вышесказанным повторю: конечно, опасения по поводу оттеснения наших предприятий с рынка дорожно-строительных работ более крупными подрядчиками имеются. И здесь есть над чем подумать руководителям ДРСУ: как наиболее эффективно и грамотно распорядиться материальными, финансовыми и людскими ресурсами, как оптимизировать производство дорожно-строительных работ, а главное, как сохранить конкурентоспособность предприятия в будущем.

– Какие новые крупные стройки развернутся в период сезона дорожных работ на Ставрополье?

– В 2013 году продолжатся работы на переходящих объектах: строительство мостового перехода с подходами на автомобильной дороге Георгиевск – Новопавловск (в границах Ставропольского края), строительство обхода города Новоалександровска (2-й и 3-й пусковые комплексы), реконструкция моста на автомобильной дороге Зеленокумск – Никольское – Степное. Названные объекты планируется ввести в эксплуатацию в течение этого года.

В нынешнем году запланированы следующие объекты капитального строительства. Это строительство автодороги поселок Штурм – поселок Дружба в Красногвардейском районе протяженностью 12 км, реконструкция участка автомобильной дороги Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды (км 128+600 – км 130+600), реконструкция автодороги Новокавказский – Средний в Александровском районе – 8,1 км, в Ипатовском районе реконструкция автодороги подъезд к поселку Большая Джалга от автодороги Преградное – Тахта – Ипатово – 5,4 км.

– Известно, что многие магистрали построены 20-30 лет назад, когда по дорогам не ездили такие большегрузные автомобили, как сегодня. Собственно говоря, сегодня старое дорожное полотно просто не выдерживает нагрузки и приходит в негодность. Что сделать? Как повысить качество и долговечность дорог?

– Проблема заключается не только в дорогах, их качестве и долговечности, но и в соблюдении законодательства перевозчиками. Дороги проектируются и строятся под определенные нагрузки, установленные требованиями строительных норм и правил, но если по ним осуществляется движение большегрузных поездов массой 40 и более тонн, что превышает расчетную нагрузку в разы, то никакая современная дорога не выдержит. В итоге все пользователи дорог страдают от того, что перевозчику проще и дешевле допустить перегруз и одним рейсом доставить груз. Нужен постоянный контроль за соблюдением требований законодательства о грузоперевозках. Но это не компетенция краевого министерства дорожного хозяйства.

Тем не менее мы принимаем все возможные меры, чтобы продлить срок эксплуатации краевых дорог. Уже третий год нашим ведомством вводятся временные ограничения на движение тяжеловесных и большегрузных транспортных средств в весенний и летний период с целью сохранности автодорог. Но, надо признать, этого недостаточно. И, безусловно, надо прежде всего направить усилия на улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик наших краевых трасс.

– Что может означать в сфере дорожного хозяйства технологическая революция? Какие новинки дорожного строительства уже освоены и какие на очереди?

– Считаю, что нашу работу следует назвать не революцией, а планомерным развитием отрасли. А оно заключается в изменениях и дополнениях строительной нормативной документации, развитии новой материальной базы и разработке новых видов продукции и технологий. Мы работаем по утвержденным строительным нормам и государственным стандартам, определяющим технологию работ. Это постулаты уже многие годы. Но мы вправе также применять и новейшие разработки и материалы, как отечественные, так и зарубежные. И мы их применяем, в частности, при строительстве и реконструкции искусственных сооружений (мосты, путепроводы) и при возведении земляного полотна высоких насыпей автомобильных дорог в регионе Кавказских Минеральных Вод, являющемся районом с высокой сейсмичностью. Подпорные стены устраиваются из коробчатых габионных конструкций с применением матрацев Рено, геотекстиля Дорнит, георешеток ПараЛинк и МакГрид, сеток из стальной проволоки с оболочкой из ПВХ сроком службы не менее 75 лет. Широко применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон при устройстве верхнего слоя покрытия автомобильных дорог, что обусловлено его эксплуатационными и функциональными преимуществами по сравнению с покрытиями из традиционного асфальтобетона.

Хорошо зарекомендовал себя на объектах маршрутного ремонта метод холодной регенерации состарившихся покрытий, создающий несущую плиту в основании дорог из переработанного старого покрытия с добавлением цемента и нового материала. Применение данной технологии существенно повышает несущую способность дороги и качественные характеристики. Технологии разнообразны и будут применяться в дальнейшем на автомобильных дорогах Ставропольского края.

– Есть ли на территории края своего рода полигон для испытания новых технологий?

– Как такового полигона для испытания новых технологий в крае нет, но это не значит, что мы работаем по старинке. У нас не стоит задача испытывать, наша задача применять! Министерство как государственный заказчик постоянно держит руку на пульсе, следит, что нового появилось в мире дорожных технологий, изучает опыт соседних регионов, анализирует положительные и отрицательные моменты при применении разных материалов и в последующем в итоге применяет только те новинки, которые себя хорошо зарекомендовали. Перед разработчиками проектной документации ставится задача закладывать в строительство новых объектов и ремонтные работы применение современных материалов и технологий. Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу: по сути, каждый объект строительства, реконструкции, капитального ремонта или ремонта, реализуемый в крае, является полигоном для применения новых технологий.

– Насколько активно используется сегодня система ГЛОНАСС в дорожной отрасли?

– Уже завершена реализация программы по внедрению систем мониторинга и управления транспортом на предприятиях, занимающихся ремонтом и содержанием дорог. Более двухсот пятидесяти транспортных средств оснащено оборудованием системы ГЛОНАСС, создан единый центр мониторинга и управления в подведомственном министерству государственном унитарном предприятии Ставропольского края «Дирекция строящихся автомобильных дорог», а также диспетчерские центры в дорожных организациях.

Эффективность навигационной системы подтверждена практикой. По нашим подсчетам, есть серьезный экономический эффект, который покрывает затраты на установку оборудования за счет повышения дисциплины водителей, минимизации простоев техники, исключения ее нецелевого использования, а также экономии топлива.

– Как ведомство контролирует качество выполнения работ? Известно же, что нехватка того или иного ингредиента может стать причиной сокращения срока службы дороги по сравнению с плановым, который закладывался изначально.

– Механизм контроля качества работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения уже отлажен за много лет и состоит из трех уровней.

Контроль качества непосредственно проводит подрядная организация, выполняющая строительные и ремонтные работы. Одним из условий при заключении государственного контракта с министерством дорожного хозяйства края на право проведения работ является мониторинг качества работ и применяемых материалов своими силами в собственных аттестованных лабораториях. Таким образом предприятие-исполнитель проводит входной и операционный контроль.

Контрольные функции выполняет также организация, оказывающая услуги технического надзора. Выбор ее производится по результатам конкурсных процедур. В обязанности этой организации входит проведение входного, операционного и приемочного контроля. Главное требование – исполнитель должен обладать необходимым кадровым и техническим потенциалом, иметь собственную строительную лабораторию.

Выборочный контроль качества работ осуществляют и сотрудники краевого министерства дорожного хозяйства, в том числе и руководящий состав. Периодически проводятся оперативные совещания, планерки на объектах с визуальными осмотрами, объездами для определения степени качества выполняемых работ по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автодорог.

Подобный трехуровневый механизм контроля качества позволяет практически полностью исключить нарушение требований строительных норм и правил при выполнении строительных и ремонтных работ на автомобильных дорогах Ставропольского края.

– А вы могли бы дать оценку действующей дорожной сети? Евгений Алексеевич, как мы выглядим в сравнении с другими регионами?

– Как засвидетельствовал последний рейтинг, проведенный федеральным агентством Министерства транспорта РФ, Ставрополье в начале таблицы – на пятом месте. Согласитесь, это хороший результат. Но тем не менее дорожники понимают, что на территории края есть немало дорог, которые нуждаются в ремонте, улучшении качественных характеристик. Есть и такие населенные пункты, – правда, их не так много, – до которых еще не дотянулась асфальтовая лента. Есть над чем работать.

* * *

Обращения граждан – в приоритете

Одним из приоритетных направлений в деятельности министерства дорожного хозяйства СК является работа с обращениями граждан. Регламентирует это направление деятельности Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Вот итоги 2012 года.

♦ В министерство поступило 493 обращения, в том числе направленные отделом по работе с обращениями граждан аппарата правительства СК. Для сравнения: в 2011 году рассмотрено 440 обращений, что на 53 меньше, чем в прошлом. Увеличение с каждым годом количества обращений граждан обусловлено своевременным и компетентным рассмотрением каждого специалистами ведомства.

♦ Обращения доставляются традиционно по почте, поступают по телефону и электронной почте на официальный сайт министерства в раздел «Интернет-приемная». Некоторые граждане приходят с устными просьбами и пожеланиями. Независимо от способа доставки все обращения рассматриваются в срок.

♦ В течение года выездной прием граждан руководством ведомства осуществлялся в Курском, Ипатовском, Новоселицком, Благодарненском, Красногвардейском, Левокумском, Новоалександровском, Кочубеевском, Шпаковском, Труновском, Андроповском, Петровском, Туркменском районах.

♦ Главной темой в прошлом году было состояние улично-дорожной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения. Сегодня дорожные фонды позволяют более тесно взаимодействовать с органами местного самоуправления в части разработки совместных программ, свое-временного проведения проектных работ и осуществления конкурсных процедур. Субсидии, выданные муниципалитетам края в 2012 году, способствовали снижению доли не соответствующих нормативным требованиям дорог от общей протяженности дорог с 46,5 до 36 %.

♦ Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и выполнение проектно-сметных работ осуществляются министерством в объеме выделенных субсидий по условиям краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011 – 2015 годы».

♦ В рамках рассмотрения обращений граждан и в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспорта, поддержания достойных транспортно-эксплуатационных свойств автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в непрерывном режиме специалистами министерства осуществляется взаимодействие с сотрудниками ГИБДД ГУ МВД России по СК.

* * *

Дорожников благодарят

Жительница села Кочубеевского Валентина Борисовна Морозова написала благодарственное письмо в адрес губернатора Валерия Георгиевича Зеренкова. Глава края направил письмо в министерство дорожного хозяйства края. Ведь именно дорожники оказали ставропольчанке помощь в сентябре 2012 года в устранении подтопления ее дома по ул.  Октябрьской Революции, 60.

*****

А это письмо жителя поселка Щелкан, пенсионера Виктора Андреевича Клименко.

«В нынешнем году, когда сильные снегопады обрушились на нашу территорию, на дорогах образовались снежные заносы, – пишет он. – Наш поселок мог оказаться отрезанным от цивилизации, как это случалось неоднократно в прежние годы. Благодаря своевременно принятым мерам директором Новоселицкого филиала Александровского ДРСУ Юрия Хабиевича Гусоева техника работала круглосуточно.

По долгу службы мне приходится ежедневно ездить на работу в Благодарный. Выезжаю в 7 часов утра – дорога уже расчищена. Это позволяет своевременно завезти хлеб, ГСМ и продукты для поддержания жизнедеятельности поселка.

Жители поселка Щелкан благодарны Ю. Гусоеву и всему коллективу дорожного предприятия за эффективную работу».

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ

Не революция, а планомерное развитие / Газета «Ставропольская правда» / 24 апреля 2013 г.