© Фото: из архива газеты «СП»

От спора - к конфликту

Этот вопрос в качестве центрального обсуждался на коллегии министерства сельского хозяйства СК, прошедшей в Левокумском районе при участии заместителя председателя правительства СК Николая Великданя и министра сельского хозяйства Александра Мартычева. В настоящее время, пояснили в региональном аграрном ведомстве, порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, достаточно регламентирован федеральным законодательством. Однако нередко возникает масса трудностей по его реализации.

Во-первых, основная процедура предоставления участков – это торги по продаже права на заключение договора аренды, при которой приоритет отдается конечной цене, нередко без учета интересов местных жителей или сельскохозяйственных организаций. Во-вторых, предоставление земель крестьянским (фермерским) хозяйствам осуществляется в рамках федерального закона о КФХ, не предусматривающего проведение конкурсных процедур. В-третьих, предоставление участков в аренду казачьим обществам также проводится без торгов.

В итоге все это порождает многочисленные споры. Особенно часто проявляется при совпадении интересов тех или иных льготных землепользователей в отношении одного и того же участка.

– Яркие примеры тому – конфликты в Степновском, Нефтекумском и Левокумском районах, когда земля становится предметом споров между казачьими обществами и КФХ, сельхозпроизводителями и даже аграриями из других регионов страны, а также фермерами, выкупившими овцеводческие точки, – рассказывает министр сельского хозяйства СК Александр Мартычев. – При этом необходимо отметить, что органы власти, уполномоченные распоряжаться сельхозземлями (в подавляющем большинстве это администрации муниципальных районов), становятся заложниками таких споров, поскольку не имеют правовых оснований в предпочтении одних арендаторов другим. Сегодня региональный минсельхоз принимает ряд мер по упорядочению правоотношений на землях сельхозназначения, стабилизации ситуации по совершенствованию оборота и повышению эффективности использования участков. Этот вопрос в сегодняшней обстановке приобретает исключительно важное значение. Реалии таковы, что без прямого участия государственных и муниципальных структур, адекватной информационной поддержки, грамотного консалтинга земельные доли цивилизованно трансформировать в формы реального владения землей не удалось бы.

В крае продолжается процесс ее оформления. По информации минсельхоза, на начало года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, составляла более 3,5 миллиона гектаров. Государственную регистрацию прошли немногим более 3,3 миллиона гектаров. Передано в аренду, а также используется собственниками самостоятельно более трех миллионов гектаров. Слабее всего процесс государственной регистрации прав на участки долевой собственности идет в Изобильненском, Минераловодском, Кочубеевском, Степновском, Новоселицком районах.

Чьи вы, доли, будете?

На начало марта в крае не оформлено еще около 90 тысяч гектаров земель долевой собственности. В региональном минсельхозе напомнили, что в рамках федерального закона об обороте земель сельхозназначения органы местного самоуправления поселений и городских округов могут обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Кроме того, в отношении земельных участков долевой собственности, на которые до 1 июля прошлого года не было зарегистрировано право собственности, федеральное законодательство обязало органы местного самоуправления до 1 июля нынешнего года провести общие собрания участников долевой собственности, подготовить межевые планы и организовать кадастровые работы по образованию участков.

На коллегии минсельхоза СК было также обращено внимание на то, что порой существуют значительные расхождения при оформлении земли по площадям, предоставляемым различными органами, в частности администрациями районов и управлением Росреестра по СК. Так, по данным этого ведомства, общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, составляет 3 млн 532 тысячи га, а по данным районных администраций – 3 млн 508 тысяч. Расхождение не так уж и велико – всего 24 тысячи гектаров в пределах края. Однако по отдельно взятым районам разница существенна. Так, в Нефтекумском, по данным администрации района, общая площадь земель долевой собственности составляет 147 тысяч га, а по информации Росреестра – 171, обратили внимание представители минсельхоза. Это максимальная погрешность по краю. Администрация Нефтекумского района объясняет, что 171 тысяча га – это площадь земель колхозов и совхозов, подлежащих разделу на доли по состоянию на 1992 год, которая в настоящее время уменьшена юридическими лицами и фермерами посредством выдела ими приобретенных долей в самостоятельные участки. Оставшаяся площадь – реально земли долевой собственности.

Непростая сегодня ситуация и с землями долевой собственности, обремененными арендой. По данным Росреестра, такая площадь меньше, чем по данным районов, поскольку арендаторы выкупили часть долей или вообще все доли в участке, что исключает возможность их аренды, так как они их используют как собственники. К примеру, в Нефтекумском районе таких земель около 70 тысяч гектаров, в Минераловодском – около трех тысяч, Ипатовском – восемь тысяч, Кочубеевском – более девятнадцати тысяч, Новоселицком – свыше двух тысяч гектаров. Таким образом, убеждены специалисты минсельхоза, информация о неиспользуемых землях либо используемых, но без необходимых документов, требует очень осторожного и взвешенного подхода.

Вернуть в оборот «ничейное» добро

В Ставропольском крае проведена значительная работа по выявлению невостребованных долей и выделению за счет них участков. Так, в судебном порядке признано государственной собственностью Ставропольского края около девятнадцати тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения, более 28 тысяч собственностью района, семь с половиной тысяч гектаров признано муниципальной собственностью. Сегодня согласно федеральному закону об обороте земель сельхозназначения органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные доли. По словам Александра Мартычева, разрешение этой ситуации должно стать важнейшей частью земельной политики в среднесрочной перспективе, «умолчание этой проблемы или отсутствие действий по выявлению невостребованных земельных долей – контрпродуктивно».

По большому счету, сегодня решены проблемы по реализации федерального закона об обороте земель сельхозназначения, одной из бед которого долгое время являлось отсутствие четкого законодательного регулирования вопросов прекращения прав на неиспользуемые участки или на земли, использование которых осуществляется не по целевому назначению. Сегодня эта острота снята благодаря постановлению Правительства РФ, расшифровавшему те самые злополучные признаки неиспользования земельных участков, из-за которых раньше ломались копья. Как прозвучало на заседании коллегии минсельхоза, необходимо активизировать работу по выявлению земельных участков сельхозназначения, не используемых по назначению, и принимать меры для их вовлечения в оборот.

Легализовать малый агробизнес

Еще одна важнейшая проблема – эффективное использование земель сельхозназначения. Речь, в частности, идет о совершенствовании системы государственного надзора и в особенности муниципального земельного контроля. Всего в прошлом году органами местного самоуправления в рамках муниципального контроля подготовлено и передано на рассмотрение в уполномоченные органы около двухсот материалов проверок. Это, отмечают в региональном минсельхозе, говорит о недостаточном уровне реализации своих полномочий в области муниципального земельного контроля.

Другой инструмент эффективного использования сельскохозяйственных земель – контроль за соблюдением краевого законодательства в области обеспечения их плодородия. Этот процесс отслеживает региональный минсельхоз. Одно из серьезных нарушений в этой сфере – несоблюдение правил рационального использования земель сельхозназначения. В нынешнем году министерство при согласовании с прокуратурой СК запланировало ряд проверок во всех без исключения административных районах края.

Еще одна серьезная проблема – пастбища. Упорядочение выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы, нормы нагрузки на пастбища устанавливаются в соответствии с краевым законом об обеспечении плодородия земель сельхозназначения. Между тем эти нормы на территории муниципалитетов определяются непосредственно органами местного самоуправления. Ни для кого не секрет, что многие главы крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе и владельцы животноводческих точек, кошар, держат большое поголовье скота и выпасают его как на собственных земельных участках, так нередко и на чужих владениях. При этом нагрузка на пастбища в несколько раз превышает научно обоснованные нормы. Чтобы правильно организовать выпас поголовья, необходимо знать емкость пастбищ, то есть определить, сколько животных можно прокормить на гектаре в течение всего пастбищного периода, а также установить его продолжительность, напоминают в минсельхозе.

– Для пресечения фактов по бесконтрольному содержанию поголовья, легализации деятельности малых форм хозяйствования органам местного самоуправления при предоставлении таких участков необходимо очень серьезно подойти к этому вопросу, – подчеркивает Александр Мартычев. – Очень важно определиться с этими нормами нагрузки на пастбища. Муниципалитеты должны видеть во всем этом процессе свой непосредственный интерес, выстраивая в соответствии с этим свою дальнейшую работу. Хочу подчеркнуть, только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия как со стороны органов исполнительной власти, так и муниципалитетов мы можем навести порядок в сфере регулирования земельных отношений, имеющих для Ставрополья огромное значение... 

Татьяна СЛИПЧЕНКО

Земле нужен заботливый хозяин / Газета «Ставропольская правда» / 17 апреля 2013 г.