В Ставропольском крае подведены итоги реализации программы повышения бюджетных расходов
Баланс и стабильность
Так, учитывая неблагоприятную ситуацию в мировой экономике, бюджетная политика Ставропольского края в 2011-2012 годах была направлена на дальнейшую увязку стратегического и бюджетного планирования для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета. Как известно, с этого года Ставрополье живет по трехлетнему бюджету. Удлинение горизонта планирования необходимо для понимания участниками бюджетного процесса и инвесторами экономической ситуации на ближайшие три года.
Такой подход, по словам зампредседателя правительства края - министра финансов Л. Калинченко, является серьезным стабилизирующим фактором, позволяющим учреждениям бюджетной сферы и предприятиям реального сектора экономики четко планировать свою финансово-хозяйственную деятельность. А правительству Ставропольского края намного проще осуществлять увязку проектов решений органов исполнительной власти региона и их законодательных инициатив со среднесрочной финансовой стратегией Ставрополья, а также обеспечивать повышение фискальной дисциплины и эффективность бюджетного процесса.
Реализация единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в крае подразумевает решение целого комплекса задач. В их числе, безусловно, и наращивание доходов региональной казны. В этом плане краевыми органами власти уже наработаны схемы увеличения доходной базы консолидированного бюджета Ставрополья.
Для выявления причин, повлиявших на сезонное снижение поступлений налога на прибыль организаций, входящих в число основных доходных источников региональной казны, минфином края ежемесячно осуществлялся мониторинг фактических поступлений указанного налога по двадцати крупнейшим налогоплательщикам, а также поступлений акцизов на алкогольную продукцию. А конструктивное взаимодействие с управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, предусматривающее целый ряд мероприятий, позволило обеспечить своевременное поступление налогов в краевой бюджет.
В итоге прирост доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края по налоговым доходам за 2011 год достиг 9% (3,7 млрд рублей), за 2012 год – 16,4% (более 7,3 млрд рублей).
Нельзя не сказать о том, что одним из важнейших факторов, влияющих на устойчивость краевого бюджета, остается государственный долг. Опережающий рост расходных обязательств краевого бюджета, разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти, увеличение объемов целевой финансовой помощи из федерального бюджета и внебюджетных фондов обусловили необходимость привлечения кредитных ресурсов. В результате государственный долг Ставропольского края к 1 января 2013 года достиг 15,1 млрд рублей.
Учитывая объем заимствований, одной из важнейших задач минфина края являлось сокращение расходов краевого бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга региона. За счет проведения целого комплекса мероприятий общая экономия расходов на эти цели в сравнении с первоначальным планом достигла 214 млн рублей.
Эффективность и оптимизация
Большое значение имеет и работа по повышению эффективности бюджетных расходов. К примеру, в период реализации упомянутой программы органами исполнительной власти края проводились мероприятия по инвентаризации имеющейся сети государственных учреждений Ставрополья с учетом ее загруженности, объема предоставляемых государственных услуг и их востребованности населением, а также анализ имущественного комплекса. Результатом этого стала реорганизация и ликвидация некоторых госучреждений края. В некоторых было изъято неиспользуемое имущество.
Минфином края постоянно проводится мониторинг соблюдения органами государственной власти Ставрополья и органами местного самоуправления установленных нормативов на их содержание, в том числе на оплату труда их работников. Под контролем и качество финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти края.
Вместе с тем эффективность, как считают в краевом минфине, должны показывать и муниципалитеты. С целью совершенствования механизма предоставления межбюджетных трансфертов установлены дополнительные требования предоставления субсидий муниципальным образованиям. Они распределяются и предоставляются на условиях софинансирования с учетом достижения установленных значений показателей результативности предоставления субсидий.
Элементом совершенствования межбюджетных отношений в крае является также повышение качества управления муниципальными финансами. Минфином края с органами местного само-управления, в бюджетах которых доля финансовой помощи является значительной, заключаются соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также осуществляется контроль за ходом их выполнения.
В рамках работы по оказанию финансовой поддержки муниципальным районам и городским округам в повышении эффективности бюджетных расходов в 2012 году подведены итоги первого этапа реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов. В итоге Георгиевский, Кировский районы и город Ставрополь, реализовавшие муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов, получили гранты на общую сумму 20 млн рублей.
Программный подход
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов стали государственные и муниципальные программы. Как известно, начиная с 2011 года в Ставропольском крае осуществлялся переход к формированию краевого бюджета на программной основе.
Законом «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» бюджетные ассигнования распределены по программам органов исполнительной власти региона в соответствующей сфере деятельности, краевым целевым и ведомственным целевым программам, что позволило трансформировать «функциональную» структуру расходов краевого бюджета в «программную». Удельный вес расходов краевого бюджета, сформированных в рамках программ органов исполнительной власти края на 2013 год, составляет 97,4%.
Отметим также, что программа повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае включала в себя мероприятия по повышению эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, совершенствованию финансового контроля, а также предусматривала создание информационной системы управления государственными финансами.
На высоком уровне
В 2011 году Министерством финансов РФ были подведены итоги конкурса заявок субъектов РФ на получение субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. По итогам рассмотрения заявок Ставропольский край был отобран одним из 15 российских субъектов в качестве получателя субсидии. Тот факт, что наш край был отнесен к регионам первой группы, означает наличие в Ставропольском крае достаточно высокого уровня управления региональными финансами. Размер субсидии на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов, предоставленной Ставрополью, составил почти 61,6 млн рублей.
Кроме того, Министерством финансов РФ проводится ежегодная оценка качества управления региональными финансами. Так, по итогам 2011 года Ставропольскому краю подтверждена надлежащая степень качества управления региональными финансами при соблюдении всех требований бюджетного законодательства.
16 апреля 2013 года