Запуск Юрия Гагарина в космос: воспоминания очевидца с Байконура Виктора Буряка
Окончив Академию связи имени С.М. Буденного в Ленинграде, я служил тогда в передающем центре космодрома Байконур, расположенном в казахской степи. В ночь с 11 на 12 апреля мне посчастливилось вместе с офицерами и солдатами заступить на дежурство и обеспечивать связью полет первого в мире космонавта. Трудно сейчас передать словами мое душевное состояние, но точно знаю, что это был неописуемый восторг перед величайшим событием в истории человечества и в то же время большая тревога за жизнь первопроходца.
К тому моменту уже было известно, что к звездам полетит Юрий Гагарин. По динамику в нашем аппаратном зале раздалась команда:
- Всем службам полигона объявляется семичасовая готовность, приступить к подготовке ракеты и корабля «Восток»!
Нервное напряжение нарастало по мере приближения старта. А что же Юрий Гагарин? Перед полетом он сказал своему наставнику генерал-лейтенанту авиации Каманину:
- Знаете, Николай Петрович, я, наверное, не совсем нормальный человек. Завтра такой полет! А я даже не волнуюсь.
Он не волновался и в кабине корабля. За 15 минут до старта медицинские приборы зафиксировали, что пульс и дыхание космонавта находятся в норме. А в последние мгновения перед запуском главный конструктор Сергей Королев сообщил Юрию Гагарину по микрофону:
- Предварительная ступень, промежуточная, главная. Подъем!
И тут в грохоте стартующей ракеты С. Королев услышал хорошо различимый голос Юрия Алексеевича:
- Поехали!!!
Это историческое восклицание открыло эру космических пилотируемых полетов. А ведь для того чтобы такое стало возможным, сколько было вложено колоссального труда многих и многих людей!
…В далеком 1955-м меня вместе с сослуживцами поезд Москва – Ташкент привез на станцию Тюра-Там, что в переводе с казахского означает «Священное место». На берегу реки Сырдарья мы разбили палатки, где устроили себе временное жилье. Вскоре сюда же прибыли строители, техники, инженеры и ученые, в последующие годы самоотверженными усилиями подготовившие человечеству путь в космос.
Прежде чем приступить к испытаниям ракетной техники, необходимо было построить стартовые комплексы, жилье, дороги и всю инфраструктуру космодрома. Причем в безлюдной степи и в кратчайшие сроки! Не сомневаюсь, что грядущие поколения будут восхищаться героическим трудом военных строителей, возглавляемых нашим земляком, уроженцем Ессентуков, генерал-майором инженерной службы Георгием Шубниковым. Это они, забив в мае 1955 года на территории будущего Байконура деревянные колышки, в 1957-м уже возвели старт под ракету С. Королева «Р-7», что дало возможность запустить первый в мире искусственный спутник планеты. А для связистов был сооружен мощный технический узел, состоявший из приемного и передающего радиоцентров, телефонного и телеграфного блоков, других объектов, с их помощью космодром смог обеспечивать надежную и бесперебойную связь при проведении различных испытаний.
Не всегда все было гладко – случались взрывы аппаратов на земле и в воздухе. Так, 24 октября 1960 года на Байконуре произошла крупнейшая катастрофа, унесшая жизни 74 ракетчиков. В их числе был и главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения СССР маршал артиллерии Герой Советского Союза Митрофан Неделин.
…В 1976 году, покидая после окончания службы Байконур, я прощался с красивым городом с прямыми и широкими улицами, вдоль которых выросли стройные ряды деревьев, жилыми кварталами благоустроенных многоэтажек, кинотеатрами, домами культуры и спорта, стадионами и плавательным бассейном. О технических сооружениях и не говорю. Они масштабны и грандиозны, их надо просто видеть! В общем, настоящий оазис в пустыне.
12 апреля 2013 года