Как лечить Кисловодск от долгостроя?
По количеству недостроенных зданий на квадратный километр Кисловодск, полагаю, лидирует не только на Кавказских Минеральных Водах, но и среди всех городов Ставрополья.
Черные провалы оконных проемов недостроенного трехэтажного здания вот уже много лет встречают гостей города-курорта у въездного моста. И дальше, куда ни глянь, натыкаешься на бесхозные по виду участки. Курортная зона не исключение. И тут на каждом шагу рядом с великолепными историческими зданиями и суперсовременными корпусами санаториев, словно язвы, заброшенные остовы недостроенных зданий.
Самый яркий пример - бывшая площадь на Курортном бульваре. Много лет любимое место отдыха кисловодчан и гостей курорта скрывает от глаз трехметровый забор, обклеенный рекламными плакатами. Над ним уже видны вымахавшие из дикой поросли верхушки деревьев. А если заглянуть в щель - перед взглядом предстает заросший непроходимым бурьяном пустырь, где, кажется, целую вечность не ступала нога человека. И это в самом центре курорта, претендующего на статус международного!
Свернет курортник от злополучной площади налево - и через полторы сотни метров, на перекрестке улиц Кирова и Желябова, уткнется в очередной мрачный долгострой. По воспоминаниям старожилов, эту, ныне трехэтажную, башню рядом со знаменитым питьевым бюветом и теннисными кортами санатория «Долина нарзанов» начали сооружать лет 20 назад. Затем ее множество раз перепродавали, так что сейчас концов не найти. Надумает несчастный курортник прогуляться дальше по улице Кирова, вдоль новехонького корпуса санатория «Виктория», - и на тебе: за кособоким забором недостроенная громада из отсыревшего красного кирпича. Говорят, в советское время здесь затеялись строить городскую баню. Затем и недострой, и землю под ним купил некто...
Впрочем, того, кто от площади на Курортном бульваре свернет направо и направится в Курортный парк, ждет не меньше разочарований. Над нижним парком и знаменитой «Белой виллой» художника Ярошенко буквально нависает громадный недостроенный корпус здравницы, примыкающий к кардиологической клинике института курортологии. Чуть дальше, за санаторием «Кавказ», еще одно заброшенное строение…
На вопрос корреспондента «СП», почему в Кисловодске так много долгостроев, начальник управления архитектуры и градостроительства Павел Ушаков ответил так:
- Заболеть можно быстро, а вот лечиться приходится долго и трудно.
Коростой долгостроев некогда блестящий «город-праздник» стал покрываться в 90-е годы минувшего века. Мало того что бывшие советские ведомства бросили на произвол судьбы фундаменты и стены своих недостроенных офисов и здравниц, так еще и новые русские со всех ног кинулись впрок скупать в обнищавшем Кисловодске землю и недвижимость. Иные и не собирались ничего строить или достраивать. Ими двигал лишь спекулятивный интерес: рассчитывали со временем втридорога продать недострои. Однако это время еще не пришло и неизвестно когда придет.
Мешал навести порядок и раздрай во власти. Достаточно сказать, что два предыдущих мэра Кисловодска посидели на скамье подсудимых по обвинению в незаконных манипуляциях с муниципальной землей и недвижимостью, а начальник управления архитектуры и градостроительства до сих пор находятся в местах не столь отдаленных. Понятно, им было не до разбирательств с уродующими город-курорт долгостроями.
Вот и за три года работы нынешней администрации сменились уже три и. о. начальника управления архитектуры и градостроительства. Много месяцев на место главного архитектора города-курорта федерального значения вообще не могли подобрать кандидатуру. Никто не хотел занимать «расстрельную» должность. Лишь в середине прошлого года шаткое кресло начальника управления архитектуры и градостроительства занял местный архитектор Павел Ушаков.
Павел Петрович уверяет, что он готов работать долго и намерен сделать все возможное, чтобы вернуть городу былую славу, хотя и понимает, что на это уйдет не год и даже не пять. А все потому, что даже добросовестные муниципальные власти зачастую бессильны в борьбе с нахрапистыми собственниками.
Увы, федеральные законодатели в пылу межфракционных баталий и лоббирования различных интересов никак не выберут время, чтобы принять такой пакет законодательных актов, который позволил бы муниципальным властям призвать к ответственности недобросовестных собственников земли и недвижимости, приструнить самовольных застройщиков. В результате даже такие города, как Кисловодск - достояние всей России, - с каждым годом все больше превращаются в скопище безобразных самостроев и долгостроев.
Вот как это происходит.
- Возьмет некий гражданин в аренду участок, быстренько набросает на нем в три яруса фундаментные блоки и тут же направляется в БТИ оформлять это сооружение как незавершенное строение, - Павел Ушаков раскрывает технологию возникновения многих долгостроев. – Затем получает свидетельство о собственности на незавершенное строение. После чего бороться с этим «застройщиком» крайне сложно.
Ну а к тем, кто в свое время купил не только строение, но и землю под ним, вообще не подступись. Единственный путь – морально воздействовать через средства массовой информации и общественное мнение. Что в небольшом городе, где все друг друга знают, может стать весьма действенным инструментом. К сожалению, в Кисловодске его практически не используют.
У «самостройщика» своя тактика захвата жизненного пространства. Оформляет документы, скажем, на строительство двухэтажного здания, а строит три-четыре-пять...
- По закону мы обязаны дать предписание на 15, 20 или 30 дней о том, что здание строится самовольно и застройщик обязан привести участок в соответствие с разрешающей документацией, - продолжает печальную повесть начальник управления архитектуры и градостроительства Кисловодска. – «Самостроящие» не реагируют и продолжают строить. Через 15 дней мы даем повторное предписание. К тому времени когда истечет его срок, «самостройщик», глядишь, уже достроил третий и четвертый этажи. Мы направляем иск в суд. Он направляет встречный иск на узаконивание строения. Назначают судебно-строительную экспертизу. Судья смотрит заключение: здание не рухнет. А поскольку человек потратился, то суд выносит решение узаконить строение.
В Кисловодске подобных, узаконенных через суд самостроев тьма. Главный архитектор смог вспомнить за последние пять лет лишь один случай, когда снесли самострой – незаконную пристройку к лоджии пятиэтажного дома на улице Губина. Правда, был и другой обнадеживающий прецедент: администрация города-курорта направила иск о незаконном строительстве многоэтажного жилого дома на перекрестке улиц Куйбышева и Новой. И суд вынес решение – снести самострой. Однако прошло уже два года, а судебные приставы никак не могут заставить собственника выполнить решение суда.
Чтобы не попадать в подобные глупые ситуации, законодательная и исполнительная ветви власти муниципалитета заложили в бюджет нынешнего года два миллиона рублей на снос самовольных строений. То есть эксперты составят смету, мэрия за свой счет снесет самострои, а потом через суд будет требовать от застройщиков компенсировать затраты.
Намерение, безусловно, благое. Но даже если администрация осуществит задуманное, двух миллионов рублей хватит на снос лишь трех-четырех самостроев из десятков, если не сотен, тех, что выросли в городе за последние десятилетия.
Так что без помощи федеральных и региональных структур, средств массовой информации и общественности Павлу Ушакову вряд ли удастся вернуть Кисловодску облик, соответствующий статусу города-курорта федерального значения…
29 марта 2013 года